Таганский районный суд Москвы огласил приговор о делу о покраске звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной. Он неожиданно оправдал четверых парашютистов — Александра Погребова, Алексея Широкожухова, Евгению Короткову и Анну Лепешкину. 20-летнего руфера из Санкт-Петербурга Владимира Подрезова суд признал виновным и приговорил к 2 годам и 3 месяцам реального срока.

13:32
Верхняя часть звезды на шпиле сталинской высотке на Котельнической набережной в Москве была выкрашена в синий цвет утром 20 августа прошлого года. Спустя несколько часов отдел дознания таганского УВД возбудил уголовное дело по нетяжкой статье 214 УК (вандализм), а оперативники задержали четверых бейсджамперов, фотографировавшихся на набережной после удачного прыжка со здания — Александра Погребова, Алексея Широкожухова, Евгению Короткову и Анну Лепешкину. На следующий день Таганский суд заключил их под домашний арест, а в дело по настоянию Генпрокуратуры добавилась часть 2 статьи 213 УК (хулиганство по политическим мотивам, наказание — до семи лет колонии). Следствие обещало исключить из обвинения статью о вандализме, однако этого так и не было сделано.

По словам парашютистов, о том, что звезда выкрашена и увенчана украинским флагом, они узнали от оперативников — площадка, с которой бейсджамперы прыгали, была удалена от шпиля более чем на 50 метров вниз и огорожена высокой стеной. Сразу после их задержания к высотке приехали «какие-то генералы», говорят парашютисты, а в отделении оперативники стали в жесткой форме уговаривать задержанных признаться в том, что звезду покрасили именно они. Как утверждает бейсджампер Погребов, в ответ на отказ один из сотрудников пригрозил, что возьмет его джинсы и вымажет их краской со шпиля.

На суде обвиняемые рассказывали, что с первого дня задержания оперативники пытались найти следы причастности парашютистов к покраске звезды — сначала внимание полицейских привлекли следы зеленой краски на одежде Лепешкиной, затем из багажника Коротковой в присутствии понятых и журналистов были изъяты два баллончика с краской. Правда, в деле упоминаний о них так и не появилось, поскольку краска в баллончиках из багажника тоже оказалась зеленой, а не синей.

13:36
22 августа 2014 года украинский руфер Павел Ушивец, известный по прозвищу Гриша Мустанг, опубликовал в фейсбуке пост о произошедшем. В нем киевлянин брал ответственность за акцию на себя и просил отпустить непричастных к ней молодых людей. Несмотря на публикацию, спустя несколько дней в Санкт-Петербурге был задержан пятый россиянин, которого следствие заподозрило в причастности к акции — 19-летний руфер Владимир Подрезов.

По словам приятеля Подрезова, который в тот день неожиданно был задержан вместе с ним, в отделении полиции молодого человека сильно избили. На следующий день после задержания петербуржца этапировали в столицу и заключили под стражу — поводом послужило отсутствие у него регистрации в Москве и погашенная судимость за кражу.

В тот же день был арестован руфер из Москвы Кирилл Ишутин, известный по прозвищу Кирилл Вселенский. Фигурантом «высотного дела» он так и не стал: в ходе обыска в съемной квартире молодого человека на Тверской оперативники обнаружили сверток с 0,3 грамма «спайса». Весной 2015 года его приговорили к году и 10 месяцам колонии общего режима по части 2 статьи 228 УК.

13:44
Защита неоднократно просила вернуть дело на доследование: обвинительное заключение, говорили адвокаты, изобилует неконкретными и высокопарными формулировками, суть которых сводится к тому, что все обвиняемые вступили в преступный сговор с гражданином Украины Ушивцом, направленный на «дестабилизацию социальной обстановки», для чего и решили провести акцию. При этом следователи указали, что сговор состоялся «не позднее 10 августа» — то есть до того, как украинский руфер прилетел в Россию.

По логике обвинения, подсудимые решили покрасить именно звезду на шпиле высотки на Котельнической, поскольку само здание якобы олицетворяет «величие РФ», а на звезде изображены серп и молот, которые являются частью герба Советского Союза, преемником которого, в свою очередь, является Российская Федерация.

Следствию так и не удалось найти объективных доказательств связи между руфером Мустангом и Подрезовым, который с самого начала не отрицал знакомства с ним, с одной стороны, и парашютистами с другой стороны. Спустя полгода следствия в деле сменился руководитель следственной группы — предыдущий, по словам защиты, передал, что «не хочет нести ответственность за невиновных ребят».

С появлением следователя Криворотова, в декабре 2014 года, в деле появились практически идентичные показания свидетеля Ишутина и обвиняемого Подрезова: в них пересказывались якобы сказанные Мустангом слова о том, что после покраски звезды в рамках единой акции с высотки должны были спрыгнуть четверо парашютистов. При этом имен бейсджамперов киевлянин, согласно этим показаниям, не называл. «Медиазона» подробно писала о позиции следствия в обзорном материале, приуроченном к началу судебного процесса по «высотному делу».

13:45
Суд по «высотному делу» начался почти через год после покраски звезды, хотя обвиняемые утверждали, что ознакомились с материалами дела еще задолго до этого. На первом заседании прокурор зачитал обвинительное заключение, после чего стороны допросили полицейских, задерживавших бейсджамперов. Главное событие состояло в том, что в первоначальных показаниях они определили найденное в рюкзаках обвиняемых снаряжение как «парашютное», а в суде использовали термин «альпинистское».

Затем состоялся допрос Кирилла Ишутина, который на предварительном следствии признался в том, что встретил и проводил Мустанга, предоставил ему свою квартиру и помог найти продавца украинского флага, но так и остался в «высотном деле» лишь свидетелем. На заседании Ишутин путано отвечал на вопросы защиты, не смог вспомнить многих деталей и якобы узнал в подсудимом Погребове своего знакомого по кличке «Енот», однако сам парашютист подловил свидетеля на том, что тот говорит неправду. По признанию самого Ишутина, о том, что «Енот» — это именно Погребов, ему рассказал его адвокат, которого, в свою очередь, на эту мысль навел следователь.

От ранее данных показаний, в которых говорилось о желании Мустанга привлечь к акции безымянных парашютистов, свидетель Ишутин отказываться не стал.

13:55
На втором заседании стороны продолжили допрашивать свидетелей обвинения: мужчину, который утром 20 августа собирался на работу и увидел из окна своей квартиры, как прыгают парашютисты, престарелую жительницу высотки и двоих знакомых обвиняемых. Первым из них стал парашютист Иван Семенов, которого оперативники задержали спустя 10 дней после покраски звезды, однако вскоре отпустили. Он рассказал, что действительно объяснял одному из подсудимых, как попасть на крышу здания на Котельнической, однако происходило это еще в мае 2014 года. На предварительном следствии именно Семенов указал, что у Подрезова и Мустанга с одной стороны и парашютистов с другой есть общая знакомая — Ангелина Николау.

В своих прошлогодних показаниях свидетель говорил, что она могла «умышленно или невольно сообщить ребятам, что 20 августа проход в здание будет свободен», однако в суде Семенов сказал, что следователь его неправильно понял. По его словам, следователь спрашивал, могла ли Николау сообщить парашютистам, что в высотку идет Мустанг, если бы знала об этом, и Семенов ответил, что могла бы — но только теоретически.

Следующей выступила свидетельница Динара Игнатьева 1994 года рождения, которая пять лет назад познакомилась с Подрезовым в Санкт-Петербурге. В показаниях на следствии она рассказывала о том, как пошла гулять вместе с Подрезовым, Ишутиным и Мустангом за несколько дней до инцидента на Котельнической набережной. Однако в суде Игнатьева подробности прогулки вспомнить не смогла, отметив, что у нее было несколько сотрясений мозга.