На фоне истории с пьяными выходками Александра Кокорина и Павла Мамаева нельзя не вспомнить расистские скандалы, которые, как нам кажется, стали уже визитной карточкой ФК «Зенит». Но стоит ли судить Кокорина за экстремизм? Какой может быть спрос с рядового футболиста, если агрессия к людям с другим цветом кожи и разрезом глаз, похоже, поощряется на уровне боссов петербургского клуба? Ни для кого не секрет, что глава «Газпрома» Алексей Миллер превратил «Зенит» в свою личную игрушку.

Сразу после ареста Кокорина, Мамаева и людей, которые вместе с ними участвовали в драке, появились слухи, будто помимо хулиганства и нанесения побоев их могут обвинить по экстремистской 282-й статье. Точнее не всех, а только Александра Кокорина и его брата – они, как считается, напали в московском кафе на работника Минпромторга Дениса Пака. Чиновник имеет корейское происхождение. По данным СМИ, братья Кокорины могли оскорблять его по национальному признаку, называли его «китаёзой» и требовали «валить в Китай».

Во время очной ставки братья Кокорины извинились перед Паком и сообщили, что раскаиваются в своих действиях – по сути, они предложили чиновнику пойти на мировую. Но слово – не воробей, при других обстоятельствах дело наверняка было бы возбуждено по 282-й. Похоже, что историю с ксенофобской выходкой игрока «Зенита» теперь пытаются замять на самом высоком уровне и, вероятно, находится этот уровень где-то на верхних этажах «Газпрома».

Причина такого активного заступничества понятна. Если Кокорин начнёт давать показания по экстремистской статье, он может рассказать, что в «Зените» действительно не любят людей с другим разрезом глаз и цветом кожи. Вполне может рассказать, что в команде эта нелюбовь стала «общим местом», которая объединяет не только игроков и болельщиков, но и боссов команды. Неужели кто-то может воспринимать инцидент между Александром Кокориным и Денисом Паком как частный случай? Неужели все забыли, что «Зенит» регулярно оказывается в центре подобных скандалов?

Болельщики петербургского клуба любят повторять, что сегодня фашиствующие отморозки составляют меньшинство на трибунах. Дескать, нацистские идеи действительно были популярны среди фанатов, но проблема эта осталась в 90-х. Рассуждения эти к делу не пришьёшь, свежие примеры массовых расистских выходок находятся прямо перед глазами. Весной этого года на домашнем матче с «Лейпцигом» болельщики «Зенита» радостно пели песню «Убили негра». Именно так они отреагировали на травму Наби Кейта – одного из чернокожих игроков немецкого клуба. Руководство УЕФА наказал петербургский клуб матчем без зрителей и штрафом в 70 тыс. евро .

В 2013 году «Зенит» попал под очередные санкции после того, как его фанаты устроили беспорядки на выездном матче в Австрии. Тогда же англоязычные таблоиды назвали российскую команду «самым расистским клубом в Европе». Случалось подобное и раньше. В 2011-м один из петербургских болельщиков протянул очищенный банан чемпиону мира Роберто Карлосу, который тогда выступал за «Анжи», а если верить интернет-газете «Бумага», в 2008-м футболист французского «Марселя» Рональд Зюбар рассказал, как во время разминки зрители с трибун «Петровского» кидали в него бананы и имитировали крики обезьян. За это «Зенит» оштрафовали на 36 880 евро.

Что изменилось с тех пор? За год до беспорядков в Австрии на сайте болельщиков «Зенита» появился своеобразный манифест, который они назвали «Селекция 12». Речь идёт о требованиях к политике клуба по отбору новых игроков. В манифесте открытым текстом сказано, что фанаты не потерпят в команде чернокожих легионеров. Они требуют, чтобы новых игроков искали в первую очередь в Петербурге и Ленинградской области, во вторую – в остальных регионах России, далее – «в славянских странах, странах Балтии и Скандинавии». То есть, авторы манифеста ясно дают понять, что хотят видеть на поле футболистов нордического типа внешности.

В «Селекции 12» есть даже традиционный для ксенофобов пассаж в духе «я не фашист, но негров не люблю»: «Мы не являемся расистами и для нас отсутствие чернокожих игроков в составе «Зенита» – лишь важная традиция, подчёркивающая идентичность клуба и ничего больше. Благодаря её сохранению «Зенит» в футбольном мире имеет собственное лицо наряду со считанным количеством футбольных клубов, также поддерживающих данные устои», – говорится в манифесте.