Оборона Замостья 29-31 августа 1920 года стала интересным примером антикоммунистического военного сотрудничества.

31 августа 1920 года в районе села Комаров под Замостьем Первая конная армия Семёна Будённого была разбита польской кавалерией под командованием бывшего полковника российской армии Юлиуша Руммеля. Это была последняя крупная кавалерийская битва в истории

Весной и летом 1920 года УНР и Польша действовали в пределах военного союза, который имел целью противодействие советской России. Наиболее успешным этапом этого союза стало временное освобождение Киева от большевиков. 5 мая 1920 г. польские и украинские войска вступили в бой в окрестностях Киева. 6 мая в Киев впервые зашел польский патруль легких конников. 7 мая украинские и польские войска освободили Киев от власти большевиков. 8 мая в Киев вошла польская пехота. Казалось, что власть в городе окончательно переменилась в пользу УНР.

Однако красноармейцы сумели быстро перейти в контрнаступление. 5 июня конная армия Буденного прорвала фронт в районе Канев — Белая Церковь. 12 июня 1920 года третья польская армия покинула Киев, убегая от большевиков. Красноармейцы стремительно двигались вперед, имея целью вступление на польскую территорию. Советская Россия тогда рассматривала Польшу как плацдарм для наступления на Германию, где действовала мощная коммунистическая партия. Красные стратеги планировали устроить в Германии мировую революцию, на фоне которой захват Украины и Польши был бы небольшим эпизодом.

В начале июля 1920 года большевики вышли к реке Збруч, на границе между УНР и Польшей. 11 июля 1920 г. лорд Джордж Керзон вручил ноту советским представителям в Великобритании. В ноте предлагалось остановить большевистское наступление на линии Гродно-Брест-Рава-Русская-Перемышль. Однако большевики ожидаемо отклонили эту ноту, надеясь захватить гораздо большую территорию.

Для этого большевикам надо было создать впечатление, что они не захватывают территорию, а только помогают местным силам. Такую тактику Россия и сейчас использует в Донбассе, когда говорят о «ДНР», а не о собственных войсках, которые там находятся.

15 июля 1920 года так называемый Галицкий революционный комитет провозгласил создание Галицкой Социалистической Советской Республики. А 19 июля было создано Польское бюро ЦК РКП (б) во главе с руководителем ЧК Дзержинским. Из этого видно, какое внимание в советском руководстве уделяли польскому направлению.

23 июля в Смоленске был сформирован марионеточный Временный революционный комитет Польши. Из Смоленска комитет впоследствии переехал в Белосток, где уже на польской территории пытался управлять оккупацией.

Кульминация наступления на Польшу произошла в августе. 12-25 августа развернулась Варшавская битва, которая вошла в историю под названием «Чудо на Висле». Советские войска прорывались в польскую столицу, однако поляки решительно сопротивлялись.

Ситуация переменилась 16 августа. Лидер поляков Юзеф Пилсудский собрал на юго-восток от Варшавы группу свежих частей, в составе пяти дивизий пехоты и бригады кавалерии, и ударил во фланг армии большевиков под командованием Тухачевского. Красные немного легкомысленно отнеслись к угрозе со стороны Пилсудского и проиграли битву под Варшавой. Однако в целом война с Польшей еще не была ими проиграна.

Первая кавалерийская дивизия Войска Польского долго искала возможность провести решающую битву с Первой конной армией РККА.

Правда, во время блестящего рейда этой кавдивизии на Казатин 25-27 апреля 1920 года, который считался примером блицкрига до появления танковых войск, конница Будённого лишь подтягивалась к польскому фронту.

Тогда поляки примерно в 160 километрах за линией фронта смогли захватить этот крупный железнодорожный узел и большое количество оружия и припасов, разгромить примерно две дивизии РККА и взять около 8 тысяч советских солдат в плен, чем разрушили южное крыло 12-й советской армии и отрезали её от 14-й.

Но уже 29-31 мая 1920-го польская 1-я кавдивизия, которой тогда командовал генерал Ян Ромер, бывший офицер австро-венгерской армии, смогла нанести Первой конной болезненный удар в битве у села Володарка, несмотря на шестикратное численное превосходство красных войск.

Одной из причин поражения подчинённых Семёна Будённого был переход на сторону поляков 3-й Донской казачьей кавалерийской бригады, состоявшей из казаков, ранее служивших в армии Деникина, а затем насильно призванных в Красную Армию.

Однако 1-я конная армия оставалась одним из самых опасных для поляков подразделений РККА. Она была мобильной, успешно избегала решающих сражений, использовала бреши в польских войсках и прорывала фронт в самых слабых местах, сея смуту в тылу польских войск, а также разрушала линии связи.

И хотя во время битвы под Берестечком и Бродами 29 июля — 3 августа 1920 года Первая кавалерийская дивизия поляков почти окружила конников Будённого, рвавшихся в направлении Львова, но завершить операцию не удалось, поскольку польские войска были срочно отозваны для обороны Варшавы.

Кстати, к тому времени командующим Первой кавдивизией поляков был генерал Юлиуш Руммель, бывший полковник Российской императорской армии, а её 8-й кавалерийской бригадой и вовсе командовал сослуживец Семёна Будённого по Приморскому драгунскому полку — генерал Александр Карницкий.

В результате неудач Будённого в продвижении на Львов, 2 августа 1920 года советское руководство приняло решение о передаче 1-й конной и 12-й армии в состав Западного фронта — для усиления наступления на Варшаву.

Однако Иосиф Сталин, который в это время был членом Военного совета Юго-Западного фронта, а фактически руководил фронтом, был не согласен с общей стратегией мировой революции, выдвинутой Лениным. Он считал, что вместо похода на Варшаву и Берлин следует присоединить к РСФСР Волынь и Галичину, населенные преимущественно украинцами.

Сталин под разными предлогами оттягивал выполнение распоряжений из Москвы, и только после его отзыва туда 17 августа 1-я конная двинулась на Варшаву. Это произошло лишь 21 августа 1920-го, а до того конники Будённого безуспешно пытались взять Львов вместе с 12-й армией РККА.

На приказы командующего Западным фронтом Михаила Тухачевского от 15 и 17 августа о переходе в район Владимира-Волынского командование 1-й конной отвечало, что армия не может выйти из боя и поэтому приказ будет выполнен только после взятия Львова.

В конце августа 1920-го части 1-й конной армии подошли к окрестностям Замостья, где к тому времени польскому командованию удалось сосредоточить войска и организовать линию обороны.

Кстати, формально обороной города руководил генерал армии УНР Марк Безручко — как самый старший по званию офицер. При этом в Замостье военных УНР было менее 400 (польских — более 3000), а фактическое командование войсками гарнизона осуществлял польский капитан Миколай Болтуць.

29 августа 1920 года произошли первые столкновения частей 1-й конной с подразделениями польской 1-й кавалерийской дивизии.

Польский батальон во главе с майором Станиславом Мачеком задержал продвижение красной кавалерии у деревни Варенж. Позже в тот же день польский уланский полк застал врасплох и разбил несколько красных частей при деревнях Лыкошин и Тышовце, взяв почти 200 пленных (в том числе одного комиссара), три артиллерийских орудия и семь пулемётов.

На следующий день советские части продолжали наступление на Замостье, но преодолеть мобильную оборону поляков им не удалось. В это время польская кавалерия вышла в район деревень Волица Бжозова и Комаров к западу от города.

По прибытии в район Замостья 1-я конная имела два варианта действий: наступать на хорошо укрепленный город «в лоб» или попытаться обойти его по лесам с запада. Буденный не ожидал значительного сопротивления поляков и выбрал второй вариант.