В интервью газете «Коммерснат» Жириновский рассказал, что т.н. русским вопросом он озабочен уже 20 лет — с момента основания ЛДПР
— В тех случаях, когда ЛДПР заявляет: «Мы за русских», она тоже следует европейским принципам?
— Русский вопрос — это второе отличие нашей партии от других либералов. Мы считаем, что он должен быть в повестке дня, поскольку русский народ государствообразующий. Это государство, Россию, создавали русские. Немцы создали национальное государство, французы и итальянцы. А русский народ ни при советской власти, ни даже при царе не имел какого-то своего самоопределения.

— Но, если заняться решением в первую очередь русского вопроса, разве можно будет уйти от имперского устройства нашего государства?

— Нельзя. И в этом проблема. Мы должны выработать такую модель устройства государства, при которой не было бы опасности в третий раз разрушить Россию: как в 1917 году и в 1991-м. Здесь должно быть только лишь унитарное государство. С обязательной культурной автономией для всех, кто хочет.
— Культурные автономии рано или поздно ведут к сепаратистским настроениям, затем — к политическим установкам власти на отделение. Опять по кругу?
— Повторяю позицию ЛДПР — унитарное государство с предоставлением максимума прав регионам, но без национальной окраски. Не Республика Якутия — а Якутский край. Точно так же — Казанский край, Уфимский край. Национальных, этнических названий не должно быть. Названия у регионов должны быть географические. И тогда им можно давать как можно больше прав. Вот и все специфические установки нашей партии — отношение к роли государства и русский вопрос. А в вопросах свободной прессы, независимого суда, свободы выбора, внимания к экологии, к инвалидам, к молодежи — мы полностью разделяем те установки, которые звучат на Западе, в любой другой стране, в программе любой либеральной партии.
— ЛДПР всегда безошибочно угадывала самую актуальную проблему предстоящей кампании. Это ваша личная заслуга или грамотная работа политтехнологов?
— У нас только все свое. Никаких имиджмейкеров, спичрайтеров, технологов. Внутренних ресурсов достаточно, да и сами проблемы на поверхности. Здесь мы исходим из того, чтобы был новый лозунг, не повторяться. Вот на эту кампанию мы ставим лозунг «За русских». Чтобы нас не обвинили, что мы против кого-то, мы говорим просто: «За русских».
— КПРФ тоже собралась решать русский вопрос.
— У коммунистов интернационализм до сих пор. Но они поняли: русский вопрос — это конъюнктурно, модно. Даже «Яблоко» — Митрохин пытался заигрывать с фанатами, с националистами. И в «Правом деле» стали говорить: а чего это мы Жириновскому будем отдавать русский вопрос. Слушайте, мы же не в магазине! Для нас русский вопрос стал нашим с момента создания партии. И я поднял его еще 20 лет назад, когда был кандидатом на первых президентских выборах. Но русский вопрос — это только часть нашей политической платформы. В программе у нас 100 пунктов, которые охватывают все сферы: от экономики до пенсий, от обороны до демографии. Теперь хотим изложить ее в формате сказки. Мультики сделаем. Все это будет в интернете на нашем сайте.

— Появятся ли новые лица в списках кандидатов?

— Состав фракции будет на 70% обновлен. Партию омолаживаем, руководящий состав стараемся сделать ближе к 30 годам. Фракция будет самая молодая. И никаких олигархов, никаких спортсменов, драматургов, поэтов. Чисто депутаты, которые в Думе уже поработали или в региональных парламентах, а также партийный актив. То есть все проверено: никто никогда не был судим, не было связи с криминалом.
Интервью полностью на сайте газеты «Коммерсант»