Сегодня россиянке Тамаре Талашмановой, приехавшей в Узбекистан погостить у старых друзей, грозит от 5 до 7 лет тюрьмы. Зарубежные следователи изъяли у старушки загранпаспорт и возбудили в отношении нее уголовное дело якобы за контрабанду наркотиков. Женщину вот уже больше месяца держат под арестом, не давая ей покинуть пределы страны.
В феврале, когда Тамара Талашманова собралась погостить у старых знакомых, проживающих в узбекском городе Бухара, она даже не подозревала, чем может обернуться поездка в «братскую» страну. Несмотря на то, что Тамаре Николаевне уже больше 70 лет, она решилась посетить Узбекистан по совету врачей, которые рекомендовали ей проводить больше времени в теплых странах. Поэтому возвратиться домой она решила только в мае. Однако 23 апреля у пенсионерки, пока она гостила, скоропостижно скончалась дочь. Несмотря на противопоказания по состоянию здоровья и купленные железнодорожные билеты (на 05.05.2012. – Прим. ред.), женщина решила лететь домой самолетом, рейсом Самарканд – Екатеринбург 26 апреля. Но в аэропорту при личном досмотре багажа пенсионерку задержали из-за обнаруженного в ручной клади лекарственного препарата «Феназепам». Никакие уговоры, объяснения убитой горем женщины не смутили узбекских милиционеров, оформлявших протокол. У нее были изъяты все документы и авиабилет. Вылететь гражданке России так и не удалось, ведь только разбирательство в аэропорту затянулось на 6 часов.
О том, что случилось с Тамарой Николаевной, родственники узнали от нее самой. Она сообщила о происходящем своей внучке Надежде Гилевой по сотовому телефону, который у нее был с собой.
– Мы сначала ничего не поняли. Бабушка билась в истерике. Все, что мы могли понять, это то, что ее держали около 6 часов и только вечером отпустили, изъяли загранпаспорт, – рассказала нашему журналисту внучка Талашмановой.
Что происходило дальше с женщиной в Узбекистане, родственники знают только с ее слов (Надежда старается звонить своей бабушке 2 раза в день). По словам Тамары Талашмановой, в Самарканде по факту обнаружения лекарства было возбуждено уголовное дело. Об этом ей сообщили следователь и дознаватель через переводчика, отметив, что за провоз «Феназепама» ей грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. В настоящее время пенсионерка находится под домашним арестом. Ей объяснили, что такую меру пресечения избрали для нее до суда.
По словам внучки, сейчас Тамара Николаевна вынуждена регулярно ездить из Самарканда, где проходят допросы, в Бухару, где проживают ее друзья. Отметим, что расстояние между этими городами составляет почти 300 километров. Какие усилия приходится прилагать 73-летнему человеку, имеющему хронические заболевания, чтобы проделать этот путь по жаре на автобусе, нетрудно догадаться. Между тем ни медицинского присмотра пожилой, находящейся на грани срыва женщине, ни материальной поддержки власти Узбекистана не оказывают. По словам родственников, у пенсионерки закончились почти все лекарства, которые она привезла с собой. Многие необходимые для поддержания ее здоровья препараты в узбекских аптеках отсутствуют.
Как рассказывает Тамара Талашманова своим родственникам, в Самарканде во время многодневных допросов ей выделяют приют. Узбекские милиционеры предоставляемое помещение называют гостиницей, только, по выражению пенсионерки, «гостиницей это назвать трудно».
– Ее привозят в какую-то маленькую комнатушку в одноэтажном бараке, – рассказывает родственница пенсионерки Надежда Гилева.
Однако связаться родственникам с Тамарой Николаевной удается не всегда.
– Очень часто ее телефон отключен. То ли бабушка сама выключает его, то ли ей его выключают, – рассказывает внучка, которую, по ее признанию, очень сильно волнуют странные перепады настроения бабушки:
– Например, ей с утра звонишь – она плачет, говорит, что хочет домой, что больше не может терпеть. Иногда доходит до истерик, и даже не понятно, что она говорит. А вечером того же дня она совершенно равнодушным и спокойным голосом может сказать, что с ней все в порядке и что за нее не стоит волноваться.
Девушка призналась, что у нее существуют подозрения, что на ее бабушку узбекские силовики оказывают давление:
– То ли лекарствами пичкают, то ли, боюсь даже подумать, психотропными веществами.
На все объяснения россиянки Талашмановой о том, что «Феназепам» ей прописали врачи, а срок рецепта еще не истек, службы Узбекистана отвечают, что они направили в Россию запросы о наличии у нее рецепта, судимости и наркозависимости. И в случае, если подозрения следователей в России опровергнут, то пенсионерку отпустят.
Однако, по словам внучки, никаких запросов узбекские силовики не отправляли. Кроме того, они не обратились ни в российское посольство в своей республике, ни в МИД РФ. Надежда Гилева рассказывает, что она лично разговаривала с руководством сысертской больницы и лечащим врачом своей бабушки. Врачи заверили, что никто кроме нее о выписанном Талашмановой рецепте на «Феназепам» не интересовался. При этом врачи подтверждают, что действительно выписывали такой рецепт Талашмановой и что он не просрочен.
– Это говорит о том, что никаких запросов узбекские следователи не отправляли, – подчеркивает Надежда.
Всерьез обеспокоенная состоянием здоровья своей бабушки и бескомпромиссностью зарубежных силовиков, Гилева обратилась за помощью к губернатору Свердловской области Александру Мишарину, полпреду Евгению Куйвашеву, а также представителю МИД в Екатеринбурге Сергею Хвану. И как рассказали девушке в российском посольстве в Республике Узбекистан, в МИД РФ уже известно о непростой ситуации г-жи Талашмановой.
Между тем отметим, что в последнее время вопрос о взаимодействии узбекских властей с российскими гражданами встает все более остро. Живо еще в памяти и резонансное дело свердловского полковника Юрия Корепанова, которого узбекские власти обвинили в шпионаже, за что приговорили к 16 годам лишения свободы. Несмотря на то, что в 2003 году полковник, живший в Узбекистане, получил российское гражданство и переехал в Екатеринбург, по узбекским законам он продолжал считаться гражданином этой страны. В Узбекистан Юрий Корепанов продолжал ездить к родственникам. В ходе одного из таких визитов в октябре 2010 года он и был задержан. Напомним, этот конфликт затянулся почти на год. В решение вопроса об освобождении военного пенсионера включились депутаты Госдумы РФ. Положительный же оборот дело приняло после встречи Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
Предстоит ли сысертской пенсионерке пройти все то, что пережил Юрий Корепанов, – пока не известно. Однако уже сегодня ее случаем заинтересовались депутаты почти всех уровней. Так, свою помощь семье Тамары Талашмановой предложил депутат Сысертской думы от КПРФ Евгений Белоносов. По его словам, он уже лично обсудил данную проблему с депутатом Госдумы РФ Павлом Дорохиным.
– Данную ситуацию партия КПРФ возьмет на контроль. Я обязательно буду держать связь с родственниками Тамары Талашмановой, чтобы держать в курсе партийное руководство, – сообщил нам Евгений Белоносов.
О готовности включиться в решение проблемы свердловской семьи уже заявили в региональном отделении партии «Справедливая Россия». Напомним, в разрешении судьбы полковника Корепанова «эсеры» приняли самое активное участие. В частности, руководство партии в лице регионального и федерального лидеров Александра Буркова и Сергея Миронова проводило переговоры с дипломатами Узбекистана, в результате которых руководство республики обратило внимание на данный конфликт, вступив в диалог с Россией.