В июне 2012 г. в Самаре была издана книга «Евреи в НКВД СССР. 1936-1938 гг. Опыт биографического справочника».
Данная книга — это результат совместных усилий двух исследователей: российского (из Самары) – М.А.Тумшиса, и украинского (из Харькова) – В.А.Золотарева. Оба автора продолжительно время занимаются историей органов госбезопасности СССР, являются авторами нескольких трудов, посвященных истории органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-КГБ.
Из аннотации к данному изданию: «В справочнике приводятся биографические данные о сотрудниках органов госбезопасности – евреев, входящих в руководящий состав Наркомата внутренних дел СССР периода 1936 – 1938 гг. Целью книги является ознакомление читателей с биографиями евреев – руководящих сотрудников НКВД, судьба которых была напрямую связана с событиями «Большого террора». Евреи были широко представлены в чекистской элите 1920-30-х гг., но после 1937-38 гг. их численность в НКВД значительно уменьшилась.
В чем причина этих событий и что стало с теми, кто выпал в эти мрачные годы из «тележки» истории? Авторы книги постарались представить читателям объективные данные на поставленные вопросы.
Книга предназначена для тех, кто интересуется историей советских органов госбезопасности, а также историей евреев в бывшем Советском Союзе».
Выходные данные книги «Евреи в НКВД СССР. 1936-1938 гг. Опыт биографического справочника»: формат 62х94/16, печать офсетная, твердая целофанированная обложка, объем 38,5 печ. л. (616 стр.), тираж – 100 экз. Отпечатано в типографии СГИПТ. Цена книги – 650 руб. (без стоимости доставки).
Приобрести издание можно в Самаре: электронный адрес – Wetter-21@yandex.ru; сот. телефон – 89376456425 (возможна высылка почтой).
***
РЕЦЕНЗИЯ
НА КНИГУ М.А.ТУМШИСА И В.А.ЗОЛОТАРЕВА
«ЕВРЕИ В НКВД СССР. 1936 – 1938 гг.
ОПЫТ БИОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ»


Тема еврейства в российской истории, и тем более в ее советский период, чрезвычайно щекотлива и болезненна. Даже такой «непререкаемый моральный авторитет» как Александр Исаевич Солженицын после публикации книги «Двести лет вместе» увидел недоуменно поджатые губы части своих, до того очень верных поклонников. Однако если мы опустимся на землю, то отметим черно-белые цвета, доминирующие в сознании обеих «тяжущихся сторон». Что уж говорить о том, когда речь заходит о деятельности чекистов-евреев в годы «Большого террора» 1930-х гг.? И, тем не менее, два автора – М.А.Тумшис (Самара) и В.А.Золотарев (Харьков) смело взялись за такую «неудобную» тему, написав в соавторстве новую книгу «Евреи в НКВД СССР. 1936-1938 гг. Опыт биографического словаря».
Ранее уже были предприняты несколько попыток «по касательной» затронуть эту тему: в 1996 г. Е.В.Лукиным в книге «На палачах крови нет. Типы и нравы Ленинградского НКВД» и московским автором О.И.Капчинским в книге «Госбезопасность изнутри. Национальный и социальный состав» (2005 г.). Первый автор дал публицистическую галерею портретов дюжины злодеев в духе Гая Светония Транквилла. Капчинский же вполне академично изучил личный состав центрального аппарата ВЧК-ГПУ первых лет его существования, т.е. до той поры, когда путем «естественного отбора» сформировались кадры профессиональных чекистов со всеми присущими им чертами.

Еще один автор – В.Абрамов – в 2005 г. выпустил биографический сборник «Евреи в КГБ: Палачи и жертвы». Хронологические рамки этого труда также касаются периода «Большего террора», и в книге были представлены биографические справки сотрудников ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, евреев по национальности, многие из которых были репрессированы. Помимо этого автором сборника был дан обстоятельный и расширенный комментарий на книгу А.И.Солженицына «Двести лет вместе».
Несколько слов об авторах. И Тумшис, и Золотарев стали заниматься историей органов госбезопасности СССР на основе изучения персоналий их личного состава на рубеже 1980-90-х гг. Их удаленность от обеих столиц будущих независимых государств, как ни парадоксально, сыграла счастливую роль в исследовательской судьбе и одного и другого. Оба начинали одиночками, вели работу на свой собственный «кошт», выжимая все из подручных местных архивов, набивая синяки и шишки и, по словам Марка Твена, «пересчитав все ступеньки», выросли в серьезных исследователей определенной отрасли советской истории. Формируясь не в тепличной атмосфере зарубежных «грантов» и «фондов», они выработали в себе два счастливых качества: отличное умение работать с историческим документом и научную объективность без оглядки на текущую политическую конъюнктуру.