Что происходит сейчас в Ставропольском крае и соседних северокавказских республиках? Не напоминает ли это печально известные предвоенные события в Чечено-Ингушской республике в конце 80-х – начале 90-х? Чего ожидать русскому населению юга России в ближайшем будущем? О настоящем и будущем рассказывают жители региона.

Конфликт: бытовой или межнациональный?

Жарким летом 2012 года Ставрополье взорвалось хроникой этнопреступности. 17 июля выходец из Армении, предприниматель Армен Михитарьян избил шестидесятилетнего заместителя атамана кисловодской общины «Ставропольского казачьего войска имени цесаверича Алексия» Виктора Ананова и его дочь. Суть конфликта банальна: армянин-предприниматель, по словам потерпевших, пытается захватить все торговые точки по улице Комитерна в Кисловодске, где так же торгует и казак. Господина Михитарьяна не смутил ни возраст пожилого человека, ни наличие свидетелей, не постеснялся он поднять руку и на девушку — дочь казака. Она в состоянии аффекта кинула камень в машину обидчика. И тут началось самое интересное. Приехавшая на место преступления полиция сказала, что травмы, причиненные армянином «не являются опасными для здоровья, а вот за машину заплатить придется». Тем временем, чувствуя свою безнаказанность и покровительство со стороны полиции, г-н Михитарьян выдал примечательный спич, обращаясь к избитому пожилому человеку: «Ни ты, ни твоя жена, ни твоя дочь не стоите царапины на моей машине». Полиция промолчала. Будто так и надо.

Спустя два дня — 19 июля пострадал российский военнослужащий Владимир Помякушин. Он приехал в отпуск со своей семьей на Родину в Кисловодск, где родился и вырос. В три часа дня вместе с женой Екатериной и годовалым ребёнком они отправились на железнодорожный вокзал по делам. Из машины вышла только его жена. Когда она отошла в сторону от машины, к ней неожиданно подъехала белая «Тойота», из которой вышли два молодых человека: чеченец Майрали Албаков и ингуш Сосламбек Мальсагов. Последний, кстати, является студентом, Пятигорского Государственного Лингвистического Университета. Они начали затаскивать девушку в машину при сотне свидетелей… на вокзале! Позже в социальных сетях развернулась целая дискуссия, брат Сосламбека Мальсагова Ахмет говорил, мол, «наши без причины не бьют и в машины просто так не сажают». А адвокаты Албакова и Мальсагова выбрали такую линию защиты: парни просто хотели познакомиться с девушкой… Но Екатерина как-то смогла отбиться и заскочить в машину к мужу. Кавказцы же не угомонились. Они вытащили ее мужа из машины, набросились на него, повалили на землю и начали избивать. Судя по характеру полученных травм, с применением холодного оружия, вроде кастета. Несмотря на то, что все произошло очень быстро, за это время Владимир успел лишиться нескольких зубов – его челюсть была раздроблена. Кроме всего этого, он еще получил закрытую черепно-мозговую травму.

Пострадавшего доставили в линейный отдел. По словам жены, кровью был залит весь пол. Она позвонила другу, который и отвез ее мужа в больницу. Брат потерпевшего Александр Помякушин рассказал, что на месте происшествия установлены камеры видеонаблюдения. Он писал ходатайства, добиваясь изъятия записи с них, но решение этого вопроса почему-то все время откладывалось. «Записи на камерах вокзала хранятся всего десять дней, нам повезло, на одиннадцатые сутки нам запись все же выдали», — рассказывал он ставропольской правозащитнице Оксане Борисовой (в сети Интернет она известна под псевдонимом Вёльва). Несмотря на то, что в этом деле, кажется, все ясно, следствие до сих пор почему то не сдвинулось с мертвой точки…

Тем временем, и в адрес брата пострадавшего на вокзале начали сыпаться угрозы от родственников нападавших кавказцев, что, мол, если будете и дальше «копать», расправимся с твоей женой и детьми. Началось все с телефонной ругани, но спустя несколько дней, бандиты приехали к нему домой, пытались выломать дверь, вырвали электропровода. Жена, находившаяся в этот момент дома и видевшая нападавших, вызвала полицию. Но те приехали с запозданием, когда агрессоры уже уехали…

А спустя еще несколько дней — 21 июля — в Кисловодске произошла получившая широкий резонанс драка казаков с кавказской группировкой, в результате которой были убиты армянин и грузин. Все началось с воровства: русского продавца обокрали незадачливые армяне, которые были пойманы за руку. А дальше, как обычно, начались рыночные разборки. Как принято у гостей с юга — сватья, братья и дядья. Вот каким был расклад сил в этом эпизоде: 20 кавказцев против 5 казаков из местной казачьей дружины, патрулирующей улицы. По словам свидетелей происшествия, опрошенных полицией, именно кавказцы напали на казаков. Впрочем, обратное сложно и предположить, так как гостей с юга было в несколько раз больше. Во время столкновения один из казаков (20-летний парень), выхватил нож и нанёс ранения троим нападавшим. Двое скончались по дороге в больницу, а один был отправлен в реанимацию. По некоторым данным, убитые были хорошо известны в криминальных кругах края и были ранее судимы. Сейчас двое из тех пяти казаков находятся в СИЗО. При этом они в один голос утверждают, что это была чистой воды самооборона. Тем не менее, следственное управление СК РФ по Ставропольскому краю возбудило уголовное дело по статьям «Убийство» и «Покушение на убийство». Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю Евгения Арнаутова сообщила журналистам, что отрабатывается лишь одна версия случившегося – бытовой конфликт. При этом весьма показательно то, что ни одного кавказца задержано не было.

После всех этих событий различные этнические общины при поддержке местных властей созвали конференцию в Кисловодске, на которой решили своими силами поддерживать «мирную обстановку» на Ставрополье. Только вот почему-то на конференцию эту не пригласили ни казаков, ни других представителей славянских общин. Как будто их и не существует. Однако этот июльский конфликт в Кисловодске показал, что далеко не все коренные жители региона готовы молча смотреть на произвол гостей с юга и «толерантно» мириться с происходящим…
Двойные стандарты в действии

Оксана Борисова (Вёльва) — организатор «Русских пробежек» в Минеральных Водах, которые в последнее время местные власти перестали согласовывать, оказалась на передовой во всех драматических событиях, происходящих в последнее время на Ставрополье. «Лагерь «Машук» по воспитанию толерантности, лезгинки на главной площади города, прославление Азербайджана в день Ставропольского края — это все разрешено. А вот «Русские пробежки» — строго запрещены. Странно, не так ли?» — возмущается она.

Оксана активно ведет свой Живой Журнал oxana_volva, с завидной скрупулезностью описывая события на юге страны. Вот и о тех событиях, которые описаны выше, пользователи интернета в первую очередь узнали именно из ее блога, а не из сообщений СМИ. После этого некоторые сайты сделали уже свои редакционные репортажи…