Этнические конфликты отмечались за период 2004-2012 годов во всех субъектах Федерации, особенно в регионах с преобладанием русского населения. В августе этого года национальный вопрос не только резко обострился, но и перешел в новое качество.

Интенсивность конфликтов на межнациональной почве росла и раньше, но теперь сообщения о подобных стычках приходят практически ежедневно. К тому же этническая мобилизация коренного населения становится более явной.

Раньше коренное население чаще всего становилось пострадавшей стороной (например, как при драке футбольных фанатов с кавказцами у ТЦ «Европейский») или отвечало на агрессию постфактум (как в Кондопоге). Сейчас же характер этнической мобилизации меняется. Впервые это произошло в Сагре: при появлении угрозы местное население мобилизовалось и дало отпор чужакам.

В августе произошло два подобных случая, и с каждым разом коренное население ведет себя все более уверенно. В поезде «Кишинев-Москва» молдаване избили двух женщин, на защиту которых с помощью Интернета удалось мобилизовать более ста человек, не знакомых друг с другом. Когда они прибыли на вокзал, столкновение удалось предотвратить – правоохранительные органы своевременно отследили сообщения в сети, явились на вокзал и арестовали нарушителей-молдаван.

Подобный случай был и в Рязани, где коренное население, спровоцированное поведением приезжих, попыталось перейти в наступление. Событие обросло подробностями в Интернете и стало провоцировать реальные последствия.

Такие конфликты носят социально-политический характер: нападавшая сторона пыталась отомстить за то, что этническим меньшинствам покровительствуют коррумпированные власти. Такие оценки властей очень свойственны жителям России, общий уровень доверия которых оценивается как один из самых низких в мире. Это неизбежное следствие высокой коррупции в государстве.

И власть начинает осознавать, что ситуация кардинально меняется. Интересно, что раньше власти обвиняли в обострении ситуации националистов, преимущественно русских, а теперь Владимир Путин возложил ответственность на местные власти и коррумпированных правоохранителей. Власть, не признавая собственных просчетов в нацполитике, начала искать виновных на низших уровнях своей иерархии.

Поведение властей объясняется двумя причинами. Верховная власть, с одной стороны, опирается на «простой народ», разочарованный в коррумпированном местном руководстве, поэтому власть пытается реагировать на запросы населения, иначе на местах ее заменят альтернативные силы. Например, русские националисты уже создают «отряды по поддержанию правопорядка» в крупнейших городах. С другой стороны, этническая мобилизация коренного населения усиливается, чему власть явно пытается найти ответ.

Наталья Вербицкая, Регионы России