Госдума может до конца года рассмотреть проект закона о пропаганде гомосексуализма. Сейчас документ обсуждает комитет до делам семьи, женщин и детей. Инициатива, налагающая штрафы за публичную агитацию гомосексуальных отношений, обсуждается вместе с четырьмя законами, направленными на защиту детей от разных форм сексуального растления и педофилии.

Законопроект о пропаганде гомосексуализма будет рассматриваться депутатами нижней палаты парламента в числе других инициатив, направленных на борьбу с педофилией. Но рассмотрение и принятие законов Думой пройдет в разные сроки, объединения законопроектов в один пакет не произойдет, заверили «Газету.Ru» два представителя думского комитета по делам семьи, женщин и детей. Первые чтения по законопроектам, предусматривающим поправки в Кодекс об административных правонарушениях (в их числе и проект закона о пропаганде гомосексуализма), пройдут в декабре; инициативы, требующие изменений в Уголовный кодекс, будут рассмотрены не раньше февраля.

Предварительное обсуждение пяти документов прошло в Госдуме в четверг на парламентских слушаниях «Совершенствование законодательства по защите детей от сексуальной эксплуатации». «Мы назвали это «сексуальной эксплуатацией», но рассматриваем шире — и сексуальное растление тоже. Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних — это форма сексуального растления, это очевидно, это даже не оспаривается», — заявила «Газете.Ru» председатель комитета по делам семьи, женщин и детей депутат от «Справедливой России» Елена Мизулина.

По ее словам, депутаты опирались на нормы международного права, согласно которым «под понятие сексуальной эксплуатации применительно к детям фактически попадает все».

Норму решили ввести потому, что дети в отличие от взрослых не могут дифференцировать информацию, объяснила депутат.

Инициативы о запрете пропаганды гомосексуализма оказались в центре общественного внимания в ноябре прошлого года, когда петербургский парламент принял в первом чтении свой вариант закона. Тогда же выяснилось, что похожие законы уже приняты в Архангельской и Рязанской областях, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что аналогичный документ надо принять и на федеральном уровне. Выступая на парламентских слушаниях, Мизулина поддержала это мнение, заявив, что «не дело Думы прятаться за региональных парламентариев». «Речь все-таки идет об ограничении права, поэтому корректнее, если это будет федеральный закон», — пояснила Мизулина во время заседания.

Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и ограничить гомосексуальную пропаганду во всей России Госдуме в конце марта предложило Новосибирское заксобрание. Текст законопроекта, который представители ЛГБТ-сообщества считают «гомофобным», занимает всего один абзац:

«Пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 400 до 500 тысяч рублей».

В пояснительной записке к документу депутаты Новосибирской думы утверждают, что «пропаганда гомосексуализма приняла в современной России широкий размах». Опасная для детей и молодежи агитация в пользу сексуальных меньшинств ведется с помощью СМИ и общественных акций, поясняют они. «Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие», — подводят депутаты Новосибирского законодательного собрания доказательную базу под федеральный закон. По мнению авторов проекта, «необходимо установить меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей, в том числе в виде запрета совершать действия, направленные на популяризацию гомосексуализма».

При этом они подчеркивают, что в запрете пропаганды ценностей ЛГБТ нарушений конституционных прав граждан нет.

В ходе парламентских слушаний Мизулина подтвердила, что российская инициатива не противоречит существующим международным нормам, поскольку ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) определил, «что могут сделать национальные власти, защищая своих детей от гомосексуальных практик, к которым они относят гомосексуальные акты взрослых с детьми, взрослых со взрослыми, детей с детьми и пропаганду гомосексуализма». Нормы закреплены в решении суда от 22 октября 1981 года, добавила Мизулина, процитировав его фрагмент:

«В демократическом обществе необходим определенный контроль над гомосексуальным поведением, в том числе и для того, чтобы не допустить корыстного использования и развращения лиц, которые являются особенно уязвимыми».

Кроме того, сообщила Мизулина, Европейский суд сформулировал принцип, согласно которому при принятии подобных законов «нужно учитывать нравственный климат, традиции в стране применительно к сфере половых отношений». При этом в упомянутом деле, ставшем предметом рассмотрения ЕСПЧ, рассматривалась противоположная ситуация: гражданин был возмущен отменой запрета на гомосексуальные практики и их пропаганду и пытался оспорить в суде их отмену, рассказала депутат. В решении же говорилось о том, что контроль может быть лишь в отношении детей.