Скинхед Мурка
Страшные люди и доблестные убийцы.

Вечером после «скинхедского марша», что они с соратниками устроили у ростовского Дворца спорта, Мурка повязал на окровавленный нож белый шнурок. Как знак доблести: право носить белый шнурок имеет только скинхед, который участвовал в десяти «забивах» (избиениях) «нерусей» или убил одного из них.

А потом начал с этим ножом фотографироваться. Тот ли это нож, которым скины пытались отрезать голову своей жертве, следователи выясняют вот уже почти год. И все это время в интернете висит та самая фотография: Мурка успел до ареста разослать ее друзьям и выложить в социальные сети.

«Он у меня был один…»

Седая изможденная женщина (это уже потом я узнала, что ей слегка за сорок) вынесла из дома выпускной школьный альбом, рухнула как подкошенная на лавочку и начала плакать, гладить фотографию сына и что-то причитать на турецком. По-русски она сказала мне: «Я всегда думала, что если сын у меня один, то с ним ничего не может случиться, Бог этого не допустит!»

Тут прибежала соседка тетя Валя — специально рассказать заезжему корреспонденту, какой Арслан был чудесный мальчик: отзывчивый, добрый, вежливый, как он всем помогал, и ей тоже — дров наколоть, сена перетащить в сарай, огород вскопать… На похороны Арслана пришло полхутора.

В Денисове турки-месхетинцы живут бок о бок (как говорится, «на одном заборе») с коренными жителями. Хутор этот неподалеку от районного центра Большая Мартыновка, не казачий, основали его в позапрошлом веке переселенцы с Украины, и что это такое — этнические конфликты, тут не знают. Ни один местный житель не пожаловался мне на соседей-турок, наоборот, еще и хвалили: работящие, с земли кормятся. От зари до зари в поле, потому и живут небедно, а если надо, всегда подсобят односельчанам. Семьи у них в основном многодетные, так что денисовские учителя получают приличную зарплату только благодаря маленьким турчатам: финансирование школы нынче зависит от количества учеников. В первый класс в этом учебном году пошло трое детей из русско-украинских семей и восемь — из турецких.

Первые семьи месхетинцев приехали в хутор, когда тут еще был процветающий винсовхоз и на виноградниках требовались рабочие руки. Потом совхоз развалился, а земля осталась: возделывай сколько хочешь! К осевшим в Денисове месхетинцам стали приезжать родственники. Многострадальный этот народ за последние 70 лет был изгнан со своей земли трижды: в первый раз его выселил из Грузии в Узбекистан Сталин еще во время Великой Отечественной войны. Из Средней Азии месхетинцы бежали в Краснодарский край уже после развала Советского Союза, спасаясь от погромов, устроенных местными националистами. Однако кубанские власти не дали беженцам приюта, и они рассеялись по свету.

Учителя денисовской школы Арслана помнят: хороший был мальчик, вот только очень застенчивый, у доски отвечать стеснялся, так что педагоги у него иногда после уроков домашнее задание спрашивали. Окончил он только девять классов: мать с отцом развелись, когда он был совсем маленьким, так что сыну, как только он подрос, надо было маме помогать. Огород держали, хозяйство, и в Ростов на заработки парень тоже ездил — подсобником был на стройке, грузчиком. В основном вместе с дядей Наби Мурсаловым работал, братом матери, который заменил ему отца.

В тот день, 6 мая 2012 года, Арслан поехал с друзьями к одноклассникам, которые живут и учатся в Ростове. Погулять хотел, посмотреть салют на День Победы, а уже после праздников поискать работу.

Рассказ следователя Павла Полякова:

— Эти ребята, молодые националисты, давно были знакомы, они встречались на футбольных матчах, на разных своих мероприятиях вроде Славянского забега, находили друг друга в социальных сетях в интернете. В тот день они приехали ко Дворцу спорта с футбольного матча с участием команды «Ростов». Сначала основная группа — пять человек, потом еще человек десять им на подмогу, и все с одной целью — драться с кавказцами. Надели маски, достали ножи: у скинов всегда с собой сумочка с ножом и маской, на боку висит, подтянутая так, чтобы под курткой не было заметно. Выстроились они в колонну и начали маршировать вокруг клумбы, распевая на известный мотив свою песню: «В нашем доме поселился замечательный скинхед». Выкрикивали лозунг: «Чурки, вон из России!».

Рядом стояла группа взрослых мужчин-кавказцев, но они с ними не решились связываться. Долго маршировали, пиво пили — пару часов распалялись, приводили себя «в боевое состояние духа». Наконец заметили двух пареньков, сидевших на ограждении в сторонке, метрах в двадцати пяти. Подошли: «Закурить не найдется?» Ребята достали и протянули им сигареты. Друг тут же предложил Арслану уйти, пока не поздно, но тот отказался: «Почему я должен убегать? Я же гражданин России!»

А эти не отстали: что же, выходит, они зря приехали? Подошли еще раз, посветили в лицо одному: «Русский?» Тот ответил: «Русский!» Посветили другому: «Русский?» Парень ответил: «Гражданин России».

«А, нерусский!» — бить начали сразу. Арслан побежал, за ним бросились пять человек. Товарища его ударили бутылкой по голове, и он потерял сознание. Ему досталось только за то, что дружил с Назимовым: русский, который дружит с нерусским, называется у скинов «овощем», и за это, по их понятиям, тоже заслуживает наказания. А самого Назимова догнали, сбили с ног и начали наносить ножевые удары в бок. Попытались отрезать голову, как это проделывают националисты в выложенных в интернете видеороликах. Однако это сложно без навыка — отрезать человеку голову, только до позвоночника дошли.

По версии следствия, побежали за Арсланом пятеро, но двое, увидев, что жертву добивают, остановились на полпути. Поэтому уголовное дело по ст. 105, ч. 2л УК РФ («Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды») возбуждено в отношении троих. Еще против четверых маршировавших скинхедов возбуждены уголовные дела по ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»).

Нашли и задержали скинов всего за двое суток. В операции участвовали и сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом областного УВД, и лучшие следователи и оперативники городского УВД и Ленинского отдела внутренних дел. Один из опытных оперативников опознал на видео, снятом камерой наблюдения у Дворца спорта, среди убегавших парней (причем на видео мелькали только их спины) своего «старого знакомого». Опер уже задерживал его за год до этих кровавых событий.

«Я служу дьяволу…»

К какой социальной группе относятся молодые люди, вскидывающие руки на всех своих «парадных фото» в нацистском приветствии? По словам следователя, они все — из неполных семей, безотцовщина, хорошим образованием и интеллектом похвастаться не могут. Даже об «идеологии» националистических движений, к которым себя причисляют, они имеют весьма слабое представление. В своем статусе (на собственной страничке в социальных сетях) Мурка написал и вывесил свое людоедское «кредо»: «На моем ремне написано: «С нами Бог». Но служу я Дьяволу и фюреру, и мне не стыдно убивать и насиловать мирных женщин и детей».

Прочесть это и по сей день может любой, кто имеет доступ к социальной сети «ВКонтакте»: надо только набрать фамилию «Мурка», и страничка человека, которому не страшно убивать женщин и детей, откроется. Для чего это фото вот уже год висит в популярной социальной сети? Для поддержания «боевого духа» его соратников, оставшихся на воле? Или чтобы мальчишки-салаги брали пример? Следственный комитет, который расследует дело ростовских скинхедов, давно уже должен был принять меры к удалению экстремистских блогов из интернета. Да и трудно себе представить, чтобы не было в компетентных органах «смотрящих» за интернетом.

Как сообщили корреспонденту «МК на Дону» в СК РФ по Ростовской области, один из подозреваемых направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в Москву. Обычно такие экспертизы длятся несколько месяцев. Если экспертиза признает подозреваемого Курганского не совсем вменяемым, он может взять на себя главную вину — с больного какой спрос? Кстати, в тот день, 6 мая, вместе с Курганским у Дворца спорта была его девушка Александра, воспитатель одного из ростовских детских садов, выпускница педагогического вуза. В скинхедских группах, созданных в социальных сетях, они тоже красуются, эти юные очаровательные создания — сестры, девушки, боевые подруги «доблестных убийц». И на «славянских маршах» они маршируют вместе со скинами.

…Похоронили гражданина России Арслана Назимова на мусульманском кладбище, неподалеку от хутора, где он вырос. Было ему 19 лет…