Бухта Золотой Рог (г. Владивосток)

На фото вверху – красивый вид на Корабельную набережную Владивостока в бухте Золотой Рог. В полном соответствии с названием набережной к ее пирсам пришвартованы корабли Тихоокеанского флота. И что мы видим? Начнем обзор, как положено, слева и двинемся направо. Итак, крайне левую позицию занимают три гидрографических судна проекта 862. Они построены на верфи в польском Гданьске в 1977-1982 гг. Большинство судов этого типа уже списаны. Такая же участь ожидает и те, что стоят у стенки. 30 лет – это солидный возраст!

Они физически и морально устарели. Далее изящным белым корпусом выделяется госпитальное судно «Иртыш» проекта 320. Оно тоже построено в Польше, в Щецине, и вошло в строй ТОФ в 1990 г., то есть это относительно «молодое» судно и еще послужит. Потом хорошо видны боевые корабли. Под номером 778 – эскадренный миноносец «Бурный» проекта 956. Он вступил в строй в 1988 г. Бортовые номера трех следующих кораблей не видны, но они достаточно легко классифицируются как большие противолодочные корабли проекта 1155 постройки 1985-1991 гг. Всего их на Тихоокеанском флоте – четыре: «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев». По очереди эти БПК несут боевую службу в Аденском заливе, обеспечивая защиту торговых судов от сомалийских пиратов. Поэтому у причальной стенки мы видим только три корабля этого типа. На правом фланге – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, сданный флоту в 1989 г., – флагман ТОФ. Еще правее – разъездные катера командования флотом. От них не больше ста шагов до здания штаба ТОФ, что на самой набережной. И замыкает ряд – корабль-музей «Вымпел».

Карабельный состав ТОФ РФ (2011 год) Карабельный состав ТОФ РФ (2011 год)

На фото представлены почти все большие надводные корабли (БНК) Тихоокеанского флота. Поясним почему «почти». Согласно данным интернет-ресурса russian-ships.info, на начало 2011 г. в составе ТОФ имелось 45 надводных боевых кораблей, из которых 9 – БНК, что ничтожно мало не только для действий на огромном Тихоокеанском театре, но и для защиты интересов России в прилегающих морях, простирающихся от арктических широт до границ с беспокойной Кореей.

Но и 9 БНК можно считать лишь условной цифрой. В составе ТОФ кроме «Бурного» имеются еще три эсминца 956 проекта. Но все их следует вывести за скобки. В 2009 г. во время проведения Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что командование флота не имеет намерения модернизировать или капитально ремонтировать эсминцы проекта 956, поскольку лучше тратить деньги на строительство современных боевых единиц, чем расходовать их на поддержание старых. Справедливости ради, нельзя не сказать, что ЭМ проекта 956 действительно имеют проблемы, касающиеся их высоконапорных котлотурбинных энергетических установок (КТУ). Они капризны, требуют тщательного ухода и хорошего соляра, а не разбавленного забортной водой с грязной ветошью. Еще в советские времена эти КТУ были навязаны сверху 956 проекту, дабы загрузить соответствующие мощности Кировского завода, но флот с ними не справился. Частые поломки ГЭУ надолго отправляют эти отличные эсминцы в ремонт. В ВМС НОАК, на вооружении которых состоят 4 корабля этого типа, почему-то с такими проблемами не сталкиваются. А ВМФ РФ решил на них сэкономить и постепенно отправить на слом, в то время как не поступило ни одной новой боевой единицы.

Эсминец «Быстрый» на параде в Амурском заливе по случаю Дня ВМФ в 2009 г.

Вся эта экономия 24 сентября минувшего года обернулась трагедией на эсминце «Быстрый». Корабль готовился к переходу из базы Фокино, что под Владивостоком, на Камчатку. В машинном отделении прорвался изношенный топливный трубопровод, замкнуло старую электропроводку и вспыхнул пожар. Машинист котельной команды девятнадцатилетний матрос Алдар Цыденжапов кинулся перекрывать топливную магистраль. Ему это удалось. Он даже сам выбрался из отсека. Но десять секунд нахождения в эпицентре огненного смерча обернулись сильнейшими ожогами, несовместимыми с жизнью. 28 сентября юноша скончался в госпитале ТОФ. Посмертно ему присвоили звание Героя России. Если бы Алдару не удалось перекрыть подачу топлива, то корабль вместе с тремястами членами экипажа вполне мог взорваться и пойти ко дну. И тогда никому из флотского начальства мало не показалось бы.

Вот почему эсминцы проекта 956 нельзя считать полноценными боевыми единицами. Их еще можно вывести на парад в Амурский залив по случаю Дня ВМФ, но на дальний поход они, также как и «Быстрый», вряд ли способны. То есть фактически в составе ТОФ всего пять БНК. Заметим, что БПК проекта 1155 тоже совсем не юные корабли.

Мы вспомнили об этом в связи с появившимися сообщениями, что первые два, а, может, и последние, универсальные десантные корабли (УДК) типа «Мистраль», которые Россия собирается построить во Франции, будут направлены в дальневосточные воды, где они должны стать веским аргументом в споре с Японией относительно принадлежности Южнокурильских островов. Для эскорта каждого из них потребуется как минимум 3-4 БНК. Вот и считайте. К 2013-2016 гг., когда УДК планируется ввести в строй, возраст БПК проекта 1155 перевалит через 30 лет и их придется списать.

В связи с возросшей нервозностью в российско-японских отношениях припомнился эпизод, свидетелем которого мне довелось быть на рубеже 70-х годов прошлого века. На приеме по случаю какого-то юбилея в посольстве одного из социалистических государств собралась многочисленная и очень разная публика. На фуршете вся она перемешалась. Так я оказался в компании японского коллеги и генерал-полковника Генштаба ВС СССР. Японский журналист, выпив рюмку и смешно коверкая русские слова, спросил советского военачальника: «Господин генерал, сколько времени потребуется советской армии, чтобы уничтожить Японию?» Генерал ответил незамедлительно: «От пятнадцати до двадцати минут». Не берусь судить, насколько точен был ответ генерала, но японский коллега побледнел и выронил тарелку из рук.