Схема
На рабочие места, отведенные предприятиями Петербурга для иностранных граждан, пришло 97 тысяч россиян.
С недавних пор в Петербурге действует программа «Миграция», разработанная городским Комитетом по труду и занятости населения. Она направлена, если говорить по существу, на постепенное уменьшение количества мигрантов в экономике города. Основной принцип программы следующий: при найме работников городские предприятия должны отдавать приоритет сначала петербуржцам, потом россиянам (желательно из соседних регионов), а только после этого — иностранным гражданам. Первые результаты такой трудовой политики уже есть. В 2012 году многие рабочие места, которые работодатели Петербурга изначально планировали отдать иностранным гражданам, были заняты россиянами. Всего по итогам прошлого года на эти места пришли 97 346 российских граждан, из которых большинство — петербуржцы, а 23 495 человек — иногородние.

Приоритет — своим, а не чужим

Как было раньше? Предприятия, которые хотели привлечь иностранных работников, подавали соответствующую заявку в Комитет по труду и занятости населения с указанием уровня зарплаты и условий работы будущего сотрудника. Из этих заявок формировалась региональная квота на привлечение гастарбайтеров.
Как теперь? Схема почти такая же. Но имеющиеся вакансии в первую очередь предлагаются россиянам. Делается это через городские биржи труда и через выездные ярмарки вакансий в других регионах страны. Например, недавно петербургские ярмарки прошли в Карелии и в Вологодской области, а до конца года такие мероприятия состоятся в Великом Новгороде, Архангельске и Пятигорске. Также в ряде городов (Пермь, Смоленск, Мурманск и тот же Пятигорск) открыты специальные консультационные пункты по трудоустройству в Петербурге.
Все это, как мы видим, приносит свои плоды. Ведь 100 тысяч рабочих мест, которые заняли россияне, а не приезжие из Средней Азии и Закавказья, — уже большое достижение! Эта цифра сопоставима с размером всей петербургской квоты на привлечение иностранных рабочих — в 2012 году она составила 167 тысяч человек.
Но, несмотря на успех, специалисты Комитета по труду отмечают, что полностью заместить мигрантов россиянами не получится. В городе объективно остается слишком много рабочих мест, непривлекательных для наших соотечественников.
Посредникам отказали
Кстати, на днях в ряде СМИ появилась некорректная информация, что в Петербурге почти в два раза снизят квоту на иностранных работников! Это, увы, не так. Квота из года в год понижается, но не столь значительно. В 2013 году она составила около 155 тысяч человек, а в 2014-м планируется на уровне 143 тысяч человек. На самом деле речь идет не о снижении квоты в два раза, а об отклонении заявок петербургских предприятий на привлечение иностранной рабочей силы. Из таких заявок действительно одобрено лишь чуть больше половины! Причины отказа самые разные: на представленные вакансии готовы идти работать россияне, или указанная работодателем зарплата ниже установленного в Петербурге МРОТа, или работодатель не может обеспечить своих иностранных работников жильем…
Кроме того, были почти полностью исключены заявки посредников — так называемых аутстаффинговых компаний. Ведь сейчас во многих случаях наем иностранцев осуществляет не само предприятие, а компания-посредник. Например, мигранты, которых мы видим в крупных торговых сетях, в большинстве случаев присланы на работу именно аутстаффинговой компанией. Торговую сеть это устраивает, потому что в данном случае ответственность за иностранного рабочего перекладывается на посредника. Однако среди последних встречается слишком много сомнительных контор и фирм-однодневок, которые при возникновении проблем быстро закрываются, а потом открываются под другим названием. Именно поэтому многим таким компаниям было отказано в привлечении иностранных работников.
Сейчас одна из инициатив, которую поддерживает Смольный, — это создание нескольких крупных аутстаффинговых компаний, чья работа была бы полностью прозрачна и понятна. В противном случае получается, что гастарбайтеры расползаются по сотням подобных мелких фирм, контролировать которые крайне сложно!

Возрождение оргнаборов

При этом официальных разрешений на работу иностранцам де-факто выдается больше, чем заявлено квотой. Ведь помимо квотной программы есть еще и другие предусмотренные законом схемы привлечения гастарбайтеров. Например, патент для работы у физических лиц или наем высококвалифицированных сотрудников (он идет отдельной строкой). А уж о масштабах нелегальной трудовой миграции остается только догадываться!
— По оценкам наших экспертов, в городе одномоментно находится порядка 800 тысяч иностранных граждан, приехавших на заработки. Из них около 260 тысяч работают легально, около 160 — 200 тысяч — нелегально, а остальные находятся в поиске работы, — говорит Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. — Я хотел бы обратить внимание именно на последнюю категорию.
По данным наших опросов, до 85 процентов представителей Средней Азии, прилетающих в аэропорт «Пулково», прибывают в Петербург с целью трудоустройства. Однако большинство из них даже понятия не имеет, куда будет трудоустраиваться!
Дмитрий Чернейко уверен, что эту ситуацию надо обязательно переломить. Иностранные рабочие не должны ехать в Петербург на­обум — слишком многие из них в итоге не могут устроиться официально и остаются в теневом секторе экономики, порождая социальную напряженность. Поэтому второй ключевой момент программы «Миграция» — это создание организованного набора иностранных рабочих в странах исхода, чтобы еще в Узбекистане или Таджикистане отбирать нужных специалистов, у которых на руках были бы все необходимые документы.
При такой системе город будет знать, кого принимает, а гастарбайтеры — на какое предприятие едут и на каких условиях будут работать. По сути, это в чем-то повторяет историю с лимитчиками — работниками, которых в советские времена завозили в Ленинград из других регионов страны (кстати, среди них в те годы тоже было много выходцев из среднеазиатских республик СССР). При этом лимитчики на определенных условиях обеспечивались жильем, питанием и социальными видами помощи. То есть их приезд в город и устройство на работу были организованными и контролируемыми, чего, к сожалению, не скажешь о нынешней ситуации.

Где найти надежных партнеров?

В общем, идея с организованным набором хороша, однако далеко не все обрадовались такой конкуренции со стороны официальных структур. Ведь в тех же Узбекистане и Таджикистане — странах, которые являются самыми крупными поставщиками гастарбайтеров в Петербург, — уже сложились свои мощные криминальные трудовые рынки. На нелегальной трудовой миграции там очень хорошо зарабатывают, поэтому найти надежных и ответственных партнеров в этих странах для Петербурга оказалось крайне проблематично. Переговоры сейчас идут, однако о конкретных результатах говорить пока рано.
Но на Узбекистане и Таджикистане свет клином не сошелся. Более того, сейчас власти города основной упор сделали на те страны, где проще наладить работу в цивилизованном ключе.
— Мы уже нашли партнеров в Латвии, Эстонии, Молдавии, на Украине, в Белоруссии, в Киргизии, — рассказывает Дмитрий Чернейко. — С Киргизией, кстати, тоже не все сразу получилось — откладывались переговоры. Однако в прошлом году там был с визитом губернатор Георгий Полтавченко, а месяц назад к нам приезжал первый вице-премьер Киргизии. Думаю, уже в этом году в Петербург приедут киргизские рабочие по организованному набору. В Киргизии хорошо налажен государственный механизм подбора, подготовки и тестирования рабочих для других стран, поскольку в последнее время они по такой схеме постоянно готовили рабочих для Южной Кореи и ОАЭ. При этом на трех крупных машиностроительных предприятиях Петербурга начала обкатываться схема с целенаправленным набором гастарбайтеров в странах исхода. Таким образом, пилотный проект уже идет.

Поворотный момент

За последнее время миграционная политика нашей страны ужесточилась. Причем как в отношении самих приезжих, так и работодателей, которых заставляют платить очень серьезные штрафы — несопоставимые с теми, что были еще лет пять назад. Например, за 2012 год УФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти выписало штрафы на общую сумму 268 миллионов рублей.
Государственная инспекция по труду тоже стала уделять внимание проблеме гаст­арбайтеров. Инспекторы регулярно выявляют факты нарушения прав иностранных граждан (в основном это касается невыплаты зарплаты) и нарушения охраны труда (зачастую иностранные работники трудятся без средств защиты и спецодежды). Причем методы воздействия на недобросовестных работодателей очень серьезные — так, с начала года за трудовые нарушения было реально приостановлено через суд 10 крупных строек Санкт-Петербурга!
Эксперты отмечают, что все это приводит к подвижкам в решении вопроса засилья мигрантов. Так, заместитель начальника УФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти Дмитрий Никифоров отмечает, что «менталитет работодателей постепенно меняется». А глава Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко уверен, что в ближайшие годы ситуация с мигрантами улучшится.
— Если вы обратили внимание, многие весьма и весьма позитивные изменения в миграционной политике начались с июня 2012 года — с момента, когда президент Владимир Путин утвердил концепцию миграционной политики на срок до 2025 года, — говорит Чернейко. — С этого момента и был принят пакет мер по упорядочению миграционного процесса и по очень серьезному ужесточению санкций за нарушения. Например, если работодатель не уведомил нас о том, что взял на работу какого-то иностранного гражданина, ему грозит штраф от 400 до 800 тысяч рублей! За каждое такое неуведомление! И работодатель начинает потихоньку понимать, что шутки с этим плохи. Конечно, с ходу решить проблему не получится. Все-таки проблема очень застарелая — в нашем городе процесс неконтролируемой миграции активно шел с 2003 года. В течение 10 лет складывался некий бизнес-процесс, у которого есть заказчики, подрядчики, прибыль и динамика. И лишь в последнее время ситуация стала меняться. Конечно, наведение порядка в этой сфере займет не один год, но радует, что поворот уже сделан.
Источник: Смена.ру