3 сентября в Северо-Кавказском окружном суде начались слушания по делу о совершении теракта во Владикавказе 9 сентября 2010 года. Суд проходит в закрытом режиме и при усиленной охране. На скамье подсудимых пятеро участников преступного сообщества «Вилаят Гайгалче», входящего в террористическую организацию «Имарат Кавказ», запрещенную в России.
Напомним, теракт во Владикавказе был совершен террористом-смертником Магомедом Масальговым, взорвавшем себя в автомашине «Волга» на улице Джанаева, возле Центрального рынка. Самодельное взрывустройство по мощности составляло 40 килограммов в тротиловом эквиваленте и было начинено кусками железной арматуры для усиления поражающего эффекта. В результате теракта 19 человек погибли и еще 240 получили ранения.
Следствием и судом установлено, что к совершению теракта причастны участники ПС «Вилаят Галгайче», на счету которых не один теракт, в том числе в том же Владикавказе, где в ноябре 2008 года на улице Куйбышева шахидка-смертница совершила самодрыв,в результате которого пострадало порядка 40 человек.
Целью и задачами преступного сообщества, как установлено следствием, была дестабилизация обстановки в Ингушетии и Северной Осетии с последующим отделением их от России и создание исламского государства с шариатской формой правления.
Задержания членов «Вилаят Гайгалче» начались в 2010 году и продолжались до 2012 года. Пока одни задержанные находились под следствием, другие сидели на скамье подсудимых.
Всего по делу о теракте во Владикавказе проходят 12 фигурантов, 9 из которых предпочли сотрудничать со следствием и заключили досудебные соглашения. Уголовные дела в отношении них были выделены в отдельное производство. У каждого — целый «букет» статей из УК, тянущих на пожизненное лишение свободы: бандитизм, участие в незаконном вооруженном формировании, убийства, вымогательство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и тому подобное. Вероятно, поэтому бандиты и предпочли сотрудничать со следствием, чтобы не доживать свой век за «колючкой».
На счету банды теракты на стационарном посту ДПС в Ингушетии в 2009 и 2010 годах,в результате которых погибли и пострадали сотрудники милиции, подрыв бронетранспортера в Назранском районе в ноябре 2009 года и многое другое. В том числе и многочисленные обстрелы, и поджоги домовладений в Ингушетии и Северной Осетии, а также вымогательство денег на нужды джихада. К слову, на Северном Кавказе эта практика давно — состоятельные и не очень граждане исправно платят бандподполью дань, чтобы самим остаться в живых.
С 2011 года в Верховном Суде Северной Осетии начались судебные процессы по делу о теракте во Владикавказе и других преступлениях, совершенных участниками «Вилаят Галгайче» на территории Ингушетии и Северной Осетии. На скамье подсудимых оказалось 12 человек. Могло быть на одного больше, но 13-й, бывший заместитель министра строительства Ингушетии Султангери Хашальгугов, был убит в своем доме при оказании сопротивления сотрудникам ФСБ, которые пришли к нему для проведения обыска. Он первым открыл стрельбу.
С 2011-го по 2012 год осуждены Магомед Латыров и Ислам Хашальгугов. Латыров первые пять лет из 19 проведёт в тюрьме, досиживать будет на строгом режиме. К 16 годам колонии строгого режима каждый осуждены Ибрагим Даурбеков, Умар Дзауров и Сулиман Хашальгугов. Дела рассматривались в особом порядке, поскольку подсудимые активно сотрудничали со следствием и судом. А в таких случаях наказание не мождет быть более двух третей от максимального срока. Ушел на 16 лет на строгий режим Ваха Хашальгугов.
Об Али Даурбекове разговор особый. У него степень тяжести вины больше, чем у остальных осужденных. 32 эпизода кровавой преступной деятельности. В феврале 2008 года вступил в банду «Магас», входящую в состав «Вилаят Галгайче», и, как доказано судом, именно он с подчиненными, выполняя приказ руководителей бандподполья Северного Кавказа Доку Умарова и других, изготовил самодельную бомбу и зарядил ею автомобиль «Волга». 9 сентября 2010 года смертник Мальсагов на заминированной машине в сопровождении Али Даурбекова и его боевиков пересек административную границу Ингушетии и Северной Осетии и помчал во Владикавказ. На тот момент Али Даурбеков из главаря банды, коим его назначил Доку Умаров летом 2010 года, стал уже одним из руководителей «Вилаят Галгайче». После ареста Али Даурбеков заключил досудебное соглашение со следствием, и благодаря его показаниям были получены доказательства вины других участников банды. Суд отмерил ему 24 года лишения свободы с отбыванием первых шести лет в тюрьме и последующим ограничением свободы сроком на два года.
И, наконец, о главных фигурантах этого дела, суд над которыми начался 3 сентября, в День борьбы с терроризмом. На скамье подсудимых Иса и Микаил Хашальгуговы, Хазар и Магомед Даурбековы и Юсуп Дзангиев. У каждого не одна статья обвинения из категории тяжких и особо тяжких. Как сообщили в пресс-центре СКОВС, дело слушается судейской коллегией в составе трех судей под председательством судьи Александра Генералова,
«Тяжеловесом» на процессе выступает Иса Хашальгугов, который, по версии следствия, в октябре 2007 года возглавил преступное сообщество «Вилаят Галгайче», создал его структурные подразделения (банды) «Магас», «Халифат», «Талибан», «Ачалукская», «Карабулакский сектор» и руководил ими. По версии следствия, Иса Хашальгугов и Хизар Даурбеков принимали участие в планировании и подготовке теракта во Владикавказе и других преступлений. Таких, как подрывы шахидов-смертников на стационарном посту ДПС в 2009 году (два милиционера убиты, 25 ранены), обстрел стационарного поста ДПС в сентябре 2010 года в ингушском селе Яндаре.
До конца этого года в Северо-Кавказском окружном военном суде ожидается вынесение приговора по не менее резонансному делу Али Тазиева, по прозвищу «Магас». На сайтах чеченских боевиков он значился как второй руководитель «Имарат Кавказ» после Доку Умарова. В прошлом Тазиев служил в милиции, во вневедомственной охране. По мнению ФСБ, он являлся создателем первых отрядов бандподполья в Ингушетии. До задержания в июне 2010 года Тазиев считался неуловимым и бессмертным полевым командиром. Силовики три раза объявляли о его смерти во время спецоперации, но он каждый раз воскресал. По версии следствия, Тазиев организовывал и сам принимал участие в серии терактов в Ингушетии, в которых погибли 26 человек и более 300 получили ранения. Суд над Тазиевым проходит в закрытом режиме и при усиленной охране. У здания постоянно дежурят несколько спецмашин с полицейскими и ОМОН.
Варвара Суворова.
Шахты.SU