Мемуары Муссолини
Московская прокуратура попросила суд признать мемуары лидера фашистской Италии Бенито Муссолини экстремистской книгой.
Прокуроры обратились к нескольким столичным книжным магазинам, с тем чтобы те прекратили продажу воспоминаний итальянского дуче.
Однако в издательстве «Алгоритм», которое опубликовало мемуары, заявили, что не считают их экстремистскими.
Историки, мнение которых узнала Русская служба Би-би-си, также в этом случае оказались не на стороне прокуратуры.

«Искусственный интерес»

Прокуратура Центрального округа Москвы обратилась в столичный Тверской районный суд с просьбой внести в список экстремистских материалов книгу Бенито Муссолини «Третий путь: без демократов и коммунистов».
До этого сотрудники прокуратуры провели проверку в книжном магазине «Москва», где, как и в ряде других книжных, продавались мемуары Муссолини.
По итогам проверки прокуратура потребовала устранить нарушения закона — изъять воспоминания дуче из продажи.
Прокуратура также сообщила, что, согласно федеральному законодательству, труды руководителей фашистской партии Италии уже признаны экстремистскими материалами и психолого-лингвистическая их экспертиза уже не требуется.
Это облегчает процедуру признание мемуаров экстремистской литературой.
В книжном магазине «Москва» Русской службе Би-би-си сообщили, что прекратили продажи мемуаров Муссолини еще 29 августа — до того, как получили предписание прокуратуры.
В магазине рассказали, что мемуары Муссолини продавались с лета прошлого года, однако особого интереса к ним покупатели не проявляли. Воспоминания Муссолини стали активнее покупать только в последнее время — на волне сообщений СМИ об их возможном экстремистском характере.
После чего руководство магазина и решило отказаться от реализации книги «ввиду искусственного интереса».
В издательстве «Алгоритм» также сообщили, что книга, изданная тиражом в 2 тыс. экземпляров, стала пользоваться спросом только после обращения прокуратуры.
Кого считать титаном?

«В Италии на каждом шагу можно купить изображение Муссолини или его фигурку, а также соответствующую литературу. Это относится не только к курортным городам, но и к Риму — столице страны. Почему то, что можно в Италии, нельзя в России? Почему на греческом острове Родос красуется мемориальная доска в честь дуче в построенном Муссолини Замке великих магистров, а у нас в России нельзя издавать его мемуары?»
Дмитрий Андреев,
историк, политолог

Директор издательства Сергей Николаев заявил bbcrussian.com, что по тексту книга воспоминаний «уж точно не экстремистская»: «Просто [прокуратуре] не нравится фамилия автора».
«Считаю, что это ошибка — запрещать книги известных деятелей, особенно литературу мемуарного плана», — сказал Николаев.
Как сообщил Николаев, мемуары Муссолини были опубликованы в конце 1920-х годов, доброжелательное предисловие для них написал посол США в Италии того времени — Ричард Чайлд.
Книга вышла в серии «Титаны XX века». Николаев подчеркивает в этой связи, что Муссолини — далеко не последняя историческая личность. У издательства, считает его директор, есть право причислять того или иного деятеля к «титанам».
За последние три года книги издательста «Алгоритм» пытались запретить несколько десятков раз, рассказал Би-би-си директор. Недавно московская прокуратура потребовала признать экстремистским роман Йозефа Геббельса «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках».
Этот литературный опыт будущего министра пропаганды Третьего рейха относится приблизительно к 1922 году. Роман был написан Геббельсом за два года до того, как он вступил в НСДАП.
По словам директора «Алгоритма», у тех, кто осуществлял экспертизу романа на предмет экстремизма, к тексту претензий нет.
Говоря об этих скандалах, Николаев заявил, что не считает свое издательство особенным — другие печатают «книги и покруче», говорит он. В то же время Николаев подчеркнул, что «Алгоритм» издает общественно-политическую литературу, которая часто затрагивает острые социальные темы.
«Мы считаем своей задачей поддерживать эту нишу [общественно-политической литературы] во всех ее проявлениях — хороших и плохих. Мы их не оцениваем, считая, что мнения должны высказываться разные. Книжное издание должно быть свободной зоной, так как это не пропагандистская, а интеллектуальная ниша», — заявил Николаев.
Попытки запрета продукции издательства происходили в разных местах и по отношению к авторам совершенно разных взглядов. Среди авторов, чьи работы пытались признать экстремистскими, Николаев назвал Сергея Кара-Мурзу, Владимира Бушина, Юрия Мухина, Олега Платонова и Бориса Миронова.
Суд, как правило, не поддерживает эти запросы.
По мнению главы фонда «Историческая память» Александра Дюкова, литературу, подобную воспоминаниям Муссолини, запрещать не стоит. «Если книга Муссолини применяется для исторических исследований и используется историками, то рассматривать ее как экстремистскую литературу достаточно странно», — полагает Дюков.
«По всей видимости, считается, что, если определенные личности вызывают поклонение со стороны людей, придерживающихся крайне правых, экстремистских взглядов, то необходимо блокировать все, что связано с этими именами, — заявил историк, называя такой подход ошибочным.
Вместо того чтобы запрещать такие книги, считает Дюков, нужно, прежде всего, доносить до широкой общественности информацию о масштабных преступлениях тоталитарных и авторитарных режимов, которые будут говорить сами за себя.
В этом случае никакой угрозы книги на подобие мемуаров Муссолины иметь не будут. Пока же, по словам Дюкова, все выглядит так, как если бы в целях борьбы с экстремизмом изымали акварели, которые когда-то рисовал Адольф Гитлер.
Историк и политолог Дмитрий Андреев тоже не считает оправданным запрет подобной литературы. Андреев полагает, что сама попытка российских властей составить список экстремистских материалов, указав, что можно, а что нельзя читать, «сырая и не проработанная».
При этом Андреев подчеркивает, что российским законодателям так и не удалось четко определить, что считать экстремизмом и экстремистской литературой.
К тому же создание «черных списков» только подстегивает интерес к запрещенным книгам, создавая для такой литературы черный пиар.
Как и для его коллеги, единственным способом борьбы с распространением экстремистских убеждений для Андреева является просвещение широкой общественности.
Источник: Би Би Си