Цыган
Согласно переписи 2010 года в нашей области живут 2750 цыган, но по вполне понятным причинам эти данные весьма приблизительны. Во всей России насчитали 220 тысяч цыган, а по неофициальным сведениям их полтора-два миллиона. Кстати, «цыгане» — это собирательный термин, наподобие «славяне» или «кавказцы». Сами себя они называют «ром», «рома». В Россию рома пришли более 300 лет назад и через некоторое время стали называться «русска рома».

А всего в мире насчитывается более 80 цыганских этносов. Венгерские (ловари), украинские (сэрвы), а также молдавские цыгане и узбеко-таджикские «люли», которые попрошайничают на наших улицах…

В массовом сознании существует единый стереотип цыган, и он чаще всего негативный. Среди рома нет учёных, писателей, поэтов, футболистов, историков, политиков, священников, миссионеров…

Наверное, нет такого региона в России, где не было бы цыган. С другой стороны, этот народ в определенном смысле «невидим» для государства. Хотя бы потому, что у многих из них нет паспортов. Регистрировать браки у цыган тоже не принято, более того, в общине это не одобряется. По словам директора областного департамента ЗАГС Светланы Митрохиной, за два прошлых года было официально зарегистрировано всего четыре цыганских брака. Рожают цыганки и в 13 лет, и в 48. Кстати, с регистрацией младенцев в последние годы стало похуже, поскольку женщины всё чаще приходят рожать в роддом (если роженица, как это нередко бывает, находится, мягко говоря, в антисанитарном состоянии, ее помещают в специальный бокс отдельно от других женщин). И дело здесь не в измене вековым традициям рожать «в поле», а в материнском капитале. По словам Митрохиной, цыгане в правовом плане становятся все более подкованными и требуют «свои деньги», причем весьма напористо. То, что у всех граждан есть не только права (например, на получение государственных выплат), но и обязанности (например, платить налоги), «вольному народу», похоже, даже в голову не приходит.

А вот в криминальном плане, если верить официальной статистике, цыгане — народ в целом незаконопослушный, среди них есть преступники. За первое полугодие 2013 г. было зарегистрировано 97 преступлений, 53 из них связаны с наркотиками, причем в половине случаев преступления совершают одни и те же лица (впрочем сразу закрадывается подозрение, что ранее судимых просто легче вычислить). На втором месте — кражи. А вот мошенничества, совершенного нашими «областными» цыганами на нашей же территории, по словам замначальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных регионального УМВД Сергея Митрохина, в этом году не зарегистрировано, потому как «дома они не работают». И это правда, они «работают» в других регионах. Например, в марте нынешнего года ивановские полицейские поймали двух цыганок-мошенниц, промышлявших по квартирам пенсионеров. Оказалось, мошенницы-то наши, из г. Покрова. А ивановские, надо полагать, ездят «работать» к нам…

Живут цыгане тесными общинами рядом практически со всеми крупными городами области, от 50 до 300 человек. То, что «кочевой народ» стал создавать оседлые поселения, строит себе жилье и в связи с этим вынужден оформлять паспорта и регистрацию — тенденция, скорее, положительная. Другое дело, что вдруг оказаться по соседству с цыганским поселением — это серьезное испытание для местных жителей. Здесь возникает целый клубок проблем, как это произошло, например, в селе Сновицы Суздальского района. Лет десять назад цыганская семья Христовых купила здесь три участка земли. И на эту сравнительно небольшую территорию стали съезжаться их многочисленные родственники. К 2010-2012 годам «табор» перевалил за сотню человек, хотя кто же точно подсчитать может… Построили более десятка домов. Но называть «домами» эти лачуги, наскоро сколоченные из досок и прочего подручного материала, можно лишь с большой натяжкой.

От местных жителей посыпались жалобы:
«…Нам созданы невыносимые условия! На требования освободить хозяйственные проезды выбегает толпа цыган, начинают всех оскорблять. Они не приучены пользоваться туалетом, садятся прямо на дороге…Мусор выбрасывают на чужие участки или в овраг, где у нас был родник. Кругом грязь, антисанитария и жуткий запах!»

«Наш участок находится по соседству с этими цыганами. Жить рядом с ними невозможно. Ночами творится беспредел: постоянные машины, громкая музыка, ругань. Мой муж пытался сделать им замечание — его оскорбляли и угрожали…»

Нельзя сказать, что власти никак не отреагировали на призывы жителей о помощи. В «табор» зачастили с проверками, а местный участковый и раньше ходил сюда чуть ли не ежедневно, разбирая взаимные жалобы. В прошлом году специально созданные комиссии насчитали здесь 18 домов и около 80 человек, из них около трех десятков детей. Выявляли «беспаспортных» и незарегистрированных, выписывали штрафы. Штрафовали и за выброс мусора в неположенных местах. Обнаруживали незаконно построенные дома и выдавали предписание об их сносе. Предписания цыганами исправно выполнялись, но… Через два-три дня вместо одной снесенной хибары появлялись две свежесколоченных, ведь жить где-то надо… Кстати, отметим, что, вопреки распространенному мнению, подогнать бульдозер и снести даже незаконные строения местные власти просто так не могут: только через суд.

Надо сказать, что ваш корреспондент давно напрашивался в очередной полицейский рейд по «местам компактного проживания цыган»: уж очень было любопытно увидеть всё своими глазами. А без сопровождения как-то страшновато…И вот долгожданный звонок из пресс-службы регионального УМВД: милости, так сказать, просим. Причем именно в Сновицы.
Сопровождали меня несколько сотрудников ОМВД России по Суздальскому району. Пока ехали, удалось узнать следующее.
Главные претензии местных жителей к «табору» — антисанитария и жуткая грязь. Действительно, туалеты у цыган не в чести. Какие «ароматы» стоят в теплое время года, учитывая, что свои естественные надобности на участке справляет сотня человек — сами можете догадаться. И в домах у них, мягко говоря, антисанитария. Так что лучше туда не заходить, если нервы слабые. Правда, в каждом доме — шикарный телевизор. Бытовые отходы и прочий мусор действительно валят в овраг, но полиция протокол по этому нарушению составить не может — это право теперь дано только представителям местной администрации. А виноват, с точки зрения местных жителей, всё равно участковый уполномоченный.

Нет, жалуются в основном 3-4 семьи, которым «повезло» жить рядом с цыганами, другие их особо не замечают: живут себе цыгане где-то на окраине села — и пусть живут. Что касается воровства, то этого нет, «где живут — не воруют». Вот даже был случай: у местного жителя мотоцикл украли, так он сам сказал: «Не, это не цыгане, они не могли…».