11 февраля нижняя палата парламента штата Канзас большинством голосов (72 против 42) добилась сразу двух любимых путинских целей одним ударом: защитила чувства верующих и ограничила в правах геев. Принятый закон дает право всем работающим в штате Канзас не обслуживать супружеские пары, если какие-то особенности этой пары противоречат их религиозным убеждениям о том, каким должен быть брак. Такое право распространяется и на государственных служащих, и на частный бизнес. Правда, в случае госслужащих государство все равно должно оказать этой паре услуги – просто придется подобрать чиновника с менее суровыми религиозными убеждениями. А частный бизнес вообще может отказать, если замена работника связана с неоправданными издержками.
Придумавшие этот закон республиканцы лицемерно утверждают, что никакой дискриминации в этом законе нет, а есть, наоборот, защита от дискриминации людей с религиозными убеждениями. США свободная страна, и нельзя допустить, чтобы государство заставляло граждан идти против их веры. Специальных указаний на то, что отказывать можно именно однополым парам, в законе нет. И, по словам авторов, вполне может случиться так, что кто-нибудь воспользуется новым правом, чтобы отказаться обслуживать супружескую пару, которая венчалась в церкви по католическому обряду, или еще чего-нибудь в этом роде.
Хотя даже самые лицемерные из канзасских республиканцев все-таки соглашаются, что речь прежде всего идет об однополых браках. Этим законом они хотят защитить набожных бизнесменов Канзаса от либеральных ужасов Нью-Йорка и Сан-Франциско, где несчастных цветочников и кондитеров таскают по судам за то, что они отказались обслуживать какую-нибудь богомерзкую гей-свадьбу. И на какое-то время у республиканцев это почти точно получится, потому что закон уже успешно прошел все согласования в нижней палате парламента штата, остался только сенат, где у республиканцев уверенное большинство, и подписать губернатора, который в Канзасе тоже республиканец. Да и оппозиционные демократы учитывают настроения консервативной канзасской публики и не особо сопротивляются новому закону – так, отговариваются, что сейчас есть дела и поважнее.
Тем не менее в среднесрочной перспективе у антигейского закона Канзаса нет никаких шансов стать полноценной частью американского законодательства, радуя других такой мировой практикой. Почти наверняка сразу после его вступления в силу найдутся неравнодушные активисты, которые подадут соответствующий иск в суд, и уже через несколько месяцев закон будет отменен по решению суда. Слишком очевидная там дискриминация. А если кому-то религиозные убеждения не позволяют обслуживать черных, или евреев, или гоев, или представителей низших каст? И что делать с полицейскими и врачами? Они тоже смогут отказываться и в самый ответственный момент заявлять: не могу этих педиков видеть, пусть меня сменит кто-нибудь? За последние несколько месяцев точно так же, через суды, отменили законодательные запреты на однополые браки в Юте и Оклахоме, отменят и канзасскую глупость.
Но самое интересное в этой истории другое: на этой неделе канзасские геи не только потеряли часть своих прав благодаря активности парламента штата, но и приобрели кучу новых, подаренных им федеральным правительством. Генеральный прокурор США Эрик Холдер объявил, что отныне однополые браки будут полностью уравнены в правах с разнополыми во всех сферах федеральной компетенции. То есть теперь однополые супруги смогут не свидетельствовать друг против друга в суде, навещать в тюрьме, получать компенсации и много еще чего во всех 50 американских штатах, независимо от того, легализованы однополые браки в этом конкретном штате или нет.
Заявление генерального прокурора Холдера было сделано за пару дней до голосования по антигейскому закону в парламенте Канзаса, но канзасских депутатов это не остановило. И совершенно правильно, что не остановило, потому что федеральные власти в США могут сколько угодно регулировать порядок посещений в тюрьмах, но вот вопросы регистрации браков находятся в компетенции властей штатов, и никому другому туда лезть не положено – сами все решат.
Это разделение компетенций – одна из лучших выдумок отцов-основателей Соединенных Штатов. Оно делает американскую систему очень гибкой и живучей, снимает напряжение от самых больных общественных вопросов. И в споре вокруг однополых браков успех американского федерализма виден, как нигде.
Ведь Путин абсолютно прав, что в некоторых штатах США действуют законы, практически идентичные антигейскому закону в России. В штате Юта в школах прямо запрещено «оправдывать гомосексуальность» (advocacy of homosexuality) – куда уж ближе. Эта норма действовала в 2002 году, когда в Юте проводили зимнюю Олимпиаду, действует до сих пор и еще бог знает сколько лет продолжит действовать в будущем. Все так, как говорит Путин. Но самое главное здесь – это словосочетание «в некоторых штатах США». Разные формы запретов на гей-пропаганду действуют в 8 из 50 штатов, а в 17 других – легализованы однополые браки, еще в 10 – признаются какие-то виды однополых союзов.
Источник: Слон.ру