Шушары занимают оборону. В поселке близ Петербурга жители решили сами обеспечить правопорядок.

Свой маленький «майдан» случился на днях в Шушарах, что в Пушкинском районе Петербурга. Несколько сот человек вышли на площадь центральной усадьбы с протестом. Основная причина возмущения – социальная неустроенность и «сложная криминогенная обстановка» в микрорайоне.

Шушары – это бывший сельскохозяйственный поселок, много десятков лет кормивший Северную столицу. Здесь были хорошие пахотные земли, свой скот, теплицы. Но с началом в 2000-х строительного бума в некогда тихом, уютном местечке жизнь изменилась кардинально. Пахотные земли оперативно переводятся здесь теперь в статус, позволяющий продавать их частным лицам и компаниям, те возводят панельные многоэтажки и коттеджи. Стремительно растет численность населения.

Сейчас в Шушарах не менее 20 тысяч постоянно проживающих. А вместе с мигрантами со строек и промзон, кольцом окружающих бывший поселок, и того больше. Как раз мигрантов и «пособничающих им» представителей власти местные и обвиняют во всех смертных грехах.

─ Мигрантов у нас много, это верно. Иной раз ловишь себя на мысли, что попал вдруг в Среднюю Азию, столько их тут собирается по будням, — говорит Алевтина Тихоновна (имя изменено по её просьбе), сотрудница местной муниципальной власти. — Но сказать, что они «мешают спокойно жить», не могу. Разные среди них люди. Есть, конечно, и те, кто с криминальными наклонностями. А где их сейчас нет?

О криминальной ситуации в Шушарах можно судить по недавнему отчету районной прокуратуры. Согласно ему, за 2013-й год на 17% выросла численность уличных преступлений, а преступлений, связанных с оборотом наркотиков, на 38%. Участились кражи автомобилей (169 случаев); возросло также мошенничество (на 41%) и число разбойных нападений, угроз убийством, краж.

По всем этим показателям, «тянут район назад, портя общую статистику правонарушений», как утверждают в Пушкинской администрации, Шушары и соседние с ним поселки Славянка, «Ленсоветовский». Каков во всем этом криминале процент вины мигрантов, в прокуратуре не уточняют. Как и в районном отделе внутренних дел.

В ОВД Пушкинского района к звонку корреспондента «СП» отнеслись с раздражением.

─ Народ хочет властью управлять, чтобы решать свои частные проблемы. Неужели непонятно? – сходу заявил подполковник полиции Свириденко, отвечающий здесь за связь с прессой.

Всплеска не зафиксировано, а народ обеспокоен. Не просто же так. Поинтересовалась у подполковника Свириденко, как часто выезжают на звонки из микрорайона сотрудники полиции. Оказалось, таких данных у него нет. «И вообще, никаких комментариев я не даю!», — был он категоричен. Интересно, а для чего тогда в ОВД должность «связного» с общественностью?

Между тем, в двадцатитысячном поселке, как местные жители по-прежнему называют свои Шушары, до сих пор нет отдела полиции. На весь населенный пункт всего один участковый, который принимает два раза в неделю по два часа. В административном здании ему выделили для приема населения небольшое помещение без телефона.

«СП»: — А если что вдруг экстренное случится?

─ Тогда вызываем наряд из Пушкина, — отвечает глава муниципального совета Вячеслав Бушманов. – По-другому пока никак не получается. Приезжают, в общем, быстро, обычно минут за двадцать-тридцать. Если, конечно, в других частях района нет в это время никаких ЧП.

«СП»: — Правы жители вашего муниципального округа, которые утверждают, что страшно стало выходить по вечерам из дома из-за разгула преступности?

─ Беспокойно у нас в последнее время, это верно. Много новых людей появилось. Да и эти бесконечные стройки, на которых трудятся одни мигранты. А там, где поселился один законный мигрант, известно: жди с десяток незаконных. Отряды добровольной народной дружины или самообороны нам бы, наверное, не помешали бы. Но как я понял, те, кто ратует за их создание, хотят, чтобы за патрулирование улиц им платили. А где взять для этого денег с нашим-то мизерным бюджетом?

Подробней я надеялась поговорить с главой шушарской администрации Михаилом Сызранцевым. Однако и он ушел от разговора.

─ Очень тяжело с ним. Михаил Юрьевич человек резкий, категоричный, — подтвердил мне один из членов недавно созданной общественной организации «Активные Шушары» Андрей М. – Но общаться приходится, так как много проблем, которые надо решать.

«СП»: — Решать кому – вам, общественникам?

─ Получается, что нам. Власть практически не обращает на них внимания. С той же добровольной народной дружиной. Уверяют, что «всё спокойно». Наверное, потому что дальше своих кабинетов не выходят. А мы боимся за своих детей, за женщин. Вечером реально опасно отпускать их куда-либо одних.

─ Ничего другого не остается, как самим взяться за решение многочисленных проблем микрорайона, — подключается к разговору Ирина Бондарь, частный предприниматель. Она была в числе инициаторов создания «Активных Шушар», и среди тех, кто организовал митинг перед окнами местной администрации. – Я не первый год живу здесь. И вынуждена констатировать: отдела милиции, а теперь — полиции, у нас как не было, так и нет. Школа одна – старенькая, постройки ещё советских времен, рассчитанная на 400 учащихся, а их в поселке уже более 800. Проблемы и с детскими садами, с дорогами, поликлиникой. Легче сказать, каких проблем у нас нет! И что сделала власть для их решения? Практически ничего!

«СП»: — Ирина Анатольевна, некоторые сотрудники местной администрации в разговоре со мной называли ваш митинг «майданом», намекая на некую схожесть с печальными событиями в Киеве. Мол, шушарские активисты агрессивны, много на себя берут…

─ Если что мы на себя и взяли, так это инициативу в обращении к президенту РФ Владимиру Путину. Написали ему письмо с просьбой помочь и со школой, и с ДНД. Просто устали ждать от местных представителей власти, когда они о нас вспомнят.

Это письмо в президентской почте, как ни странно, не затерялось. Уже через несколько дней после его отправки губернатор Петербурга Георгий Полтавченко востребовал со своих подчиненных ответ за ситуацию в микрорайоне.

Вспомнили о Шушарах и в ГУ МВД по Петербургу и области. Решено, что там без лишних проволочек откроют опорный пункт полиции, будет в нем три десятка штатных сотрудников.

Благодаря общественности, дело сдвинулось, наконец, с мертвой точки. Есть надежда, что уже в ближайшие месяцы ситуация в Шушарах нормализуется, как говорится, по всем статьям. Одно «но».

Люди взялись здесь за решение проблем потому, что власть бездействовала. Или действовала слишком нерешительно. Нашелся у общественности яркий лидер, повел за собой. Чего никак не скажешь об администрации.

С этим согласен Аркадий Крамарев, генерал-майор МВД в отставке.

─ Без помощи народных дружин сейчас не обойтись ни в одном большом городе страны, — уверен он. — Но действовать все ДНД должны в правовом поле. Есть соответствующий закон (принят в обновленном виде ГД РФ 21 марта сего года – авт.). Есть определенный регламент, предусматривающий регистрацию таких отрядов, выдачу их членам удостоверений. Зачем тут что-то ещё городить, какие ещё отряды самообороны? От кого? Это уже что-то из разряда вольницы. Которая ни к чему хорошему обычно не приводит. Пример нынешней Украины — лишнее тому подтверждение.