Закон о расизме: казнить нельзя помиловать.

Ровно 20 лет назад швейцарские избиратели ввели специальную норму, позволяющую бороться с расизмом и ксенофобией. Позволяет ли она пролить благотворный свет на «темные» стороны швейцарского общества, или же эта норма необоснованно ограничивает свободу слова?

Ровно 20 лет назад швейцарские избиратели ввели на референдуме специальную законодательную норму, позволяющую бороться с расизмом и ксенофобией. Однако какую роль играет эта норма сейчас: позволяет ли она пролить благотворный свет на самые «темные» стороны швейцарского общества, или же она необоснованно ограничивает свободу слова? В любом случае «Закон против расизма» и сегодня воспринимается в обществе, и прежде всего партиями и избирателями правого толка, весьма неоднозначно.

В Швейцарии расистские скорбления и дискриминация по расовому признаку могут встретиться в самых, на первый взгляд, безобидных местах: на фестивале йодля, в кафе, или на сайте архитектурной фирмы. Закон против расизма, который предусматривает наказание за унижение человеческого достоинства индивида или группы людей, а также за подстрекательство к ненависти и за пропаганду расизма, дает возможность активно бороться с такими явлениями.

Каковы же итоги? С момента вступления закона в силу в январе 1995 года было возбуждено около 380 уголовных дел, связанных с расовой дискриминацией. В рамках большинства этих дел судами были вынесены обвинительные приговоры, предусматривавшие крупные денежные штрафы и условные наказания.

Осуждёнными за подобные правонарушения были в большинстве своем частные лица, хотя среди них нередко можно было встретить политиков, представителей СМИ, ультраправых активистов и даже чиновников, которым также пришлось понести ответственность за действия и высказывания расистского толка.

«Диктатура политкорректности»

Выдержал ли закон испытание временем? Правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP/UDC) предлагает от него избавиться, обосновав своё предложение тем, что закон себя не оправдал и его применение чревато «юридической неопределённостью, злоупотреблением и растущим числом нерасследуемых дел». Предложение об изъятии статьи 261 bis из Уголовного кодекса было представлено в парламент в марте 2014 года.

В то же время швейцарская Федеральная комиссия против расизма (CRF) выражает недовольство в связи с тем, что судьи в ходе разбирательств толкуют антирасисткую норму очень узко и нерешительно. В своём последнем докладе о ситуации с правами человека в Швейцарии Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (Committee on the Elimination of Racial Discrimination, CERD) занял аналогичную позицию.

Депутат парламента от Швейцарской народной партии Оскар Фрейзингер (Oskar Freysinger) ранее уже выходил с предложениями относительно внесения изменений в статью 261 bis УК Швейцарии. В интервью порталу swissinfo.ch он сказал, что швейцарский закон против расизма только ухудшает ситуацию, более того, из-за него в обществе создаётся диктатура политкорректности.

«Закон против расизма стал инструментом для достижения политических целей. Люди больше не чувствуют, что могут свободно выражать свои взгляды, даже угрозы подачи судебного иска становится достаточно, чтобы заставить людей самим подвергать цензуре свои же мнения», — считает О.Фрейзингер.

Оскорбление словом

«Негр, грязный негр, сын шлюхи…» Такого рода оскорбления безостановочно выкрикивались в адрес мужчины на фестивале швейцарского народного пения йодль, проходящего в Интерлакене в 2012 году, и всё это на глазах у многочисленных очевидцев, присутствовавших в шатре.

Обвиняемый был признан виновным в нарушении закона о запрете дискриминации и расизма и оштрафован на сумму 750 швейцарских франков, а также получил условное наказание в виде штрафа в 3 тысячи франков, который придётся выплатить в случае совершения аналогичного преступления в течение последующих двух лет.

Источник: Решение суда, опубликованное Федеральной комиссией по борьбе с расизмом.

Дело Перинчека

Одно из самых затяжных судебных дел было связано с гражданином Турции Догу Перинчеком (Dogu Perinçek). На Перинчека был подан иск за то, что в своих выступлениях на конференции в Лозанне в 2005 году он отрицал факт геноцид в отношении армян, имевший место в 1915 году. Этот факт до сих пор не признаётся Турцией.

А между тем швейцарский Закон против расизма предусматривает уголовное наказание за отрицание, умаление последствий или оправдание геноцида или других преступлений против человечности. Вынося решение против турецкого ответчика, суд признал его виновным и приговорил к выплате штрафа, однако Перинчек обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который удовлетворил аппеляцию Догу Перинчека, обосновав своё решение принципом свободы слова.

Но дело на это не закончилось. В марте 2014 года Федеральный департамент (министерство) юстиции Швейцарии заявило о намерении обжаловать вердикт ЕСПЧ и передать апелляционную жалобу на рассмотрение Большой палате ЕСПЧ. Оскар Фрейзингер считает, что как бы ни были нелепы или неправильны мнения политиков или историков, они не должны нести за них уголовное наказание.

«Осуществляя, с учетом таких обстоятельств, уголовное преследование таких людей, мы просто превращаем их в мучеников, придавая им значение и вес, каких они объективно не имеют», — сказал Фрейзингер. И тому есть уже примеры. В частности, лидер неофашистского движения в Швейцарии Гастон Арман Амодрю отсидел два тюремных срока в 2000 и 2003 году за неоднократное публичное отрицание Холокоста.

Антисемитская пропаганда

Речь идет о сайте архитектурной тематики, на котором его хозяин, архитектор, разместил материалы антисемитского характера, включая книги и учебники, отрицающие Холокост, распространяющие неверные стереотипы и содержащие клеветнические высказывания, дискриминирующие евреев.

Архитектор, утверждавший, что сам он не читал размещённые им материалы и, следовательно, не был знаком с его расистским содержанием, получил условное наказание в виде штрафа на сумму 9 тыс. франков в случае совершения аналогичного повторного правонарушения в течение двух лет.

Источник: Решение суда, опубликованное Федеральной комиссией по борьбе с расизмом.

«Иностранная свинья»

В то время, как Швейцарская народная партия указывает, что антирасисткий закон развивает «культуру доносительства» и формирует едва ли не «полицейкое государство под властью судей», Мартин Бруншвиг-Граф (Martine Brunschwig-Graf), президент Федеральной комиссии против расизма (CRF), напротив, считает, что судебные разбирательства слишком уж широко учитывают право на свободу самовыражения.

Она напомнила два таких недавних случая. Первый из них произошёл в 2007 году в Базеле, когда на выставке часов и ювелирных изделий полицейский задержал беженца из Алжира, заподозрив его в совершении кражи, при этом он использовал в его мужчины такие оскорбительные эпитеты как «иностранная свинья» и «грязный беженец». Сначала полицейский был признан виновным, однако после обжалования Федеральный суд отменил этот приговор.

В обнародованном в 2014 году обосновании решения суда говорилось, что суд не счёл оскорбления дискриминирующими по расовому признаку, поскольку они не касались определённой этнической или религиозной принадлежности. Более того, суд также постановил, что использование таких слов как «свинья» (Sau-) и «грязный» (Dreck-) в сочетании с указанием на ту или иную национальность нельзя расценивать как нарушение Закона против расовой дискриминации.

Второй случай касался нацистского приветствия, которое продемонстрировал участник правоэкстремистской демонстрации в 2010 году. Согласно решению Федерального суда Швейцарии, данное лицо не нарушило антирасистского законодательства, так как оно не занималось распространением и навязыванием фашистской идеологии другим людям. Этот человек всего лишь «выражал исключительно собственные убеждения».

«Эта проблема касается не только нашей судебной системы, но и общества в целом. Создаётся впечатление, будто происходит поощрение подобного рода оскорбительного поведения», — указала Мартин Бруншвиг-Граф в интервью с порталом swissinfo.ch.