Толпа начала вопить о возмездии, градом посыпались камни на стены синагоги, в которой укрылись верующие. Это похоже на сцену из Европы 1930-х годов, но на самом деле, такое случилось в восточной части Парижа вечером 13 июля 2014 года.

Там собрались тысячи человек, чтобы выразить свой протест против израильских обстрелов Газы. Но вскоре демонстрация приняла жестокий насильственный характер против евреев в целом. Один из укрывшихся внутри синагоги заявил, что улицы снаружи были «похожи на интифаду» — палестинское восстание против израильской оккупации.

Когда полиция по охране общественного порядка разогнала толпу, евреи начали выбираться из синагоги. Французский премьер-министр Мануэль Вальс (Manuel Valls) осудил это нападение «самым решительным образом», а лидер местной общины Джоэль Мерге (Joel Mergei) сказал, что он «до глубины души потрясен и возмущен». Слова не возымели действия. Спустя две недели 400 протестующих напали на синагогу и на принадлежащие евреям компании в северном пригороде Парижа Сарсель с криками «Смерть евреям!» Эти нападения рекламировались заранее, как перед погромами в царской России.

Во Франции акции насилия были самыми мощными, однако антисемитизм усиливается по всей Европе, получив толчок от войны в Газе. В Британии благотворительная организация Community Security Trust заявляет, что в июле было 100 антисемитских инцидентов, то есть, в два раза больше обычного. Организация выступила с предостережением об опасности для еврейских институтов. В Берлине толпу протестующих против Израиля пришлось удерживать от нападения на синагогу. В бельгийском Льеже владелец одного кафе вывесил объявление о том, что собак там приветствуют, а евреев не пускают.

Но для многих французов и европейских евреев в этом насилии нет ничего неожиданного. Спустя семьдесят лет после Холокоста самая старая в мире ненависть вспыхивает с новой силой от Амьена до Афин. Для кого-то оправданием ненависти к евреям стало сегодня их противодействие израильской политике, хотя многие евреи и сами выступают решительно против резкого поворота Израиля вправо и поддерживают идею создания палестинского государства.

Вот что говорит по этому поводу редактор газеты Jewish Chronicle Стивен Поллард (Stephen Pollard): «На этих людей напали, не потому что они демонстрировали свою поддержку израильскому правительству. На них напали, потому что они евреи, занимающиеся своими повседневными делами».

Один из майских выходных дней стал апогеем этого средневекового мрака. 24 мая один человек достал в еврейском музее в Брюсселе автомат Калашникова и открыл из него стрельбу, убив четверых человек. На следующий день результаты выборов в Европарламент продемонстрировали резкий рост поддержки крайне правым партиям Франции, Греции, Венгрии и Германии. Во Франции на выборах победил Национальный фронт, который, как опасаются многие, вообще может со временем прийти к власти в стране в результате общенациональных выборов.

Пожалуй, самым шокирующим результатом стало усиление поддержки греческому «Золотому рассвету». Эта партия, которую называют открыто неонацистской, получила почти 10 процентов голосов, и три ее представителя стали членами Европарламента.

В некоторых районах Венгрии, особенно на бедном севере и востоке, партия «Йоббик» («За лучшую Венгрию») стала главной оппозиционной силой, выступающей против правящей правоцентристской партии «Фидеш». «Йоббик» получила 14,7 процента голосов на европейских выборах. Партия отрицает, что является антисемитской, но даже лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен (Marine Le Pen) исключила возможность сотрудничества с ней в Европарламенте.

В ноябре 2012 года высокопоставленный депутат парламента от партии «Йоббик» Мартон Дьондьоши (Marton Gyöngyösi) призвал составить список венгерских евреев, особенно тех, кто работает в парламенте и в правительстве, заявив, что они представляют «риск для национальной безопасности». (Позже он извинился и заявил, что имел в виду только евреев с двойным израильско-венгерским гражданством.)

Кое-кто усматривает мрачные предзнаменования в нападении в Брюсселе и в результатах выборов. «В какой момент, — спросил выдающийся американо-еврейский журналист Джеффри Голдберг (Jeffrey Goldberg), — евреи Америки и евреи Израиля скажут европейским евреям, что им пора уезжать?» Похоже, что это время уже наступило.

Отъезд

Агентство Европейского Союза по фундаментальным правам (Fundamental Rights Agency) провело в ноябре 2013 года опрос, в результате которого выяснилось, что 29 процентов думают об эмиграции, так как не ощущают себя в безопасности. Евреи по всей Европе, отмечается в исследовании, «сталкиваются с оскорблениями, дискриминацией и физическим насилием, которые, несмотря на согласованные усилия ЕС и его стран-членов, никак не уходят в прошлое».

Две трети опрошенных считают антисемитизм серьезной проблемой. В целом 76 процентов респондентов заявили, что антисемитизм в их странах за последние пять лет усилился, причем самое заметное ухудшение ситуации наблюдается во Франции, Венгрии и Бельгии. Европейский еврейский конгресс создал недавно вебсайт sacc.eu, давая советы и контактную информацию на случай нападения.

«Тенденция очень серьезная, — говорит Натан Щаранский, являющийся председателем Еврейского агентства, которое осуществляет связь между Израилем и диаспорой, и организует иммиграцию. — Степень озабоченности по поводу безопасности в Европе выше, чем в Азии или Латинской Америке. Усиливается чувство незащищенности. Трудно себе представить, что во Франции, Бельгии и многих других странах евреям не советуют выходить на улицу в ермолке».

Нью-Йоркская Антидиффамационная лига провела свое исследование, придя к аналогичным выводам. Она опросила 53 000 взрослых людей в 102 странах и выяснила, что 26 процентов респондентов испытывают глубокие антисемитские чувства. На вопросы об 11 негативных стереотипах о евреях о шести таких стереотипах они сказали, что это «наверное, соответствует действительности».

Самый высокий уровень предубеждения был обнаружен в арабском мире, где список возглавили палестинские территории с показателем в 93 процента. За Палестиной следует Ирак с 92 процентами. В Европе во главе списка оказалась Греция с показателем 69 процентов. Франция набрала 37, а Бельгия 27 процентов. В Британии предубежденно к евреям относятся восемь процентов, в Нидерландах пять, а в Швеции этот показатель самый низкий — четыре процента. В Восточной Европе в Польше таких людей 45 процентов, а в Венгрии 41. Самый низкий показатель в Чехии — 13 процентов.

Однако картина является более сложной, нежели показывают данные опроса. Третий по величине город Швеции Мальме это одно из самых неспокойных мест в Европе для евреев. В период с 2010 по 2012 год количество антисемитских нападений там утроилось. В еврейской общине, насчитывающей 700 человек, зарегистрировано 60 инцидентов. В октябре 2012 года в еврейском центре в этом городе взорвалась бомба.

Еврейские лидеры обвиняют в подстрекательских выступлениях Ильмара Реепалу (Ilmar Reepalu), который в период с 1994 по 2013 годы занимал должность мэра Мальме. Реепалу призывал евреев дистанцироваться от сионизма и утверждал, что в еврейскую общину «просочилась» партия «Шведские демократы», которая связана с крайними правыми силами. Реепалу отверг все обвинения в антисемитизме. Однако его высказывания спровоцировали бурю протестов, и он был вынужден их дезавуировать. Бывший спецпредставитель США по борьбе с антисемитизмом Ханна Розенталь (Hannah Rosenthal) сказала, что Мальме это яркий пример «нового антисемитизма», в котором ненависть к Израилю служит прикрытием ненависти к евреям.

По словам еврейских лидеров, критика израильского правительства за его действия в отношении палестинцев не является антисемитизмом. Аргументированные и открытые дебаты по поводу конфликта всегда приветствуются, и особенно сейчас, когда так накалились страсти из-за Газы. Однако нездоровая одержимость в отношении единственной демократии на Ближнем Востоке, отмечают они, является беспощадной демонизацией, и призывы к уничтожению Израиля свидетельствуют об антисемитизме.

Социальные сети стали важной платформой для распространения ненависти, и побудительный импульс этому дает альянс между исламистами и левыми, говорит Бен Коэн (Ben Cohen), написавший книгу «Мои лучшие друзья. Путешествие по антисемитизму 21-го века» (Some of My Best Friends: A Journey Through Twenty-First Century Anti-Semitism). «Говорить, что евреи это единственная нация, не имеющая права на самоопределение, очернять Израиль, называя его современным воплощением нацистской Германии или апартеида Южной Африки, утверждать, что „израильское лобби“ из-за кулис манипулирует американской внешней политикой, это явный антисемитизм».