Процесс по делу «Национал-социалистического подполья»: ожидания не сбываются

На процесс по делу NSU изначально возлагали завышенные надежды: выявить мотивы террористов, прояснить роль сил безопасности. Но его основная цель — установить степень вины главной обвиняемой Беате Цшепе.

Процесс по делу Беате Цшепе (Beate Zschäpe), обвиняемой по делу террористов из группировки «Национал-социалистическое подполье» (NSU), начался в Мюнхене 6 мая прошлого года. И конца ему не видно. 136 дней судебных заседаний, около 300 опросов свидетелей. Сейчас суд уходит на перерыв. А вынесение приговора, первоначально намеченное на конец текущего года, уже отложено до июня 2015 года.

Беате Цшепе обвиняется в соучастии в убийстве 10 человек, в соучастии в покушении на убийство в 25 случаях, в вымогательстве, совершенном путем угрозы прямого насилия, в участии в террористической организации. Всего в обвинительном заключении без малого 500 страниц.

На террористов полиция вышла случайно

Коротко о хронике событий. 4 ноября 2011 года в пригороде города Айзенах произошел пожар. В полностью выгоревшем жилом автобусе полиция обнаружила тела двух мужчин со следами пулевых ранений и оружие. Полиция высказала предположение, что погибшие — преступники. После ограбления банка они решили, что им не уйти от полиции и покончили с собой.

Почти одновременно в городе Цвикау в Саксонии тоже произошел пожар. В доме проживала Беате Цшепе с обоими самоубийцами — Уве Мундлозом (Uwe Mundlos) и Уве Бёнхардтом (Uwe Böhnhardt). Она-то и устроила пожар, чтобы замести следы. Несколько дней спустя она добровольно сдалась полиции.

Президент Германии Йоахим Гаук встречается с жителями турецкого квартала в Кёльне, где террористы из NSU взорвали бомбу

На месте пожара полиция обнаружила неопровержимые улики: видеоматериалы и оружие, доказывавшие, что террористы убили девять мигрантов — жителей Германии и женщину-полицейскую. До этого полиция считала убийства мигрантов «разборками» среди этнических мафиозных группировок и даже допрашивала их родственников в качестве подозреваемых. После самоубийства стало ясно — в Германии действовала неонацистская террористическая ячейка, убивавшая по всей стране мигрантов.

Почему затянулся процесс

Главная обвиняемая — сожительница и, как полагает обвинение, соучастница обоих покончивших с собой террористов Беате Цшепе — до сих пор не произнесла в зале суда ни слова. Обвинение не смогло установить ее непосредственное присутствие на каком-либо месте преступления. Однако оно исходит из того, что Беате Цшепе активно участвовала в подготовке терактов.

Допросы свидетелей отнимают много времени. Большинство из них начинает страдать провалами памяти, как только вопросы грозят выявить их причастность к совершенным деяниям. Мать главной обвиняемой вообще отказалась дать показания. Двое обвиняемых в пособничестве убийству сломали стену молчания: Карстен С. и Хольгер Г. ранее признались, что снабжали террористов оружием и поддельными документами. Андрэ Е. и бывший высокопоставленный функционер праворадикальной Национал-демократической партии Германии (НДПГ) Ральф Вольлебен (Ralf Wohlleben) следуют примеру главной обвиняемой: они молчат.

Многие свидетели откровенно издеваются над судом. Вот, например, один из них объясняет свое участие в демонстрации неонацистов тем, что он и на демонстрации антифашистов ходит, лишь бы «шуму побольше было». Другой повторно не является в суд. Оправдание: ему по дороге выпить захотелось, вот он и задержался в пивной.

Роль ведомства по охране Конституции

Особый интерес у наблюдателей вызывает роль Федерального ведомства по охране конституции ФРГ. Троица неонацистов из NSU была под наблюдением еще до серии убийств. Как могли они исчезнуть из поля зрения спецслужб и почти десять лет безнаказанно совершать убийства, террористические взрывы и грабежи по всей Германии? Как могло случиться, что в архиве ведомства были уничтожены документы, возможно, имеющие отношение к преступлениям NSU?

До сих пор так и не выяснена роль информаторов и агентов ведомства во всей этой истории. Так, 6 апреля 2006 года в интернет-кафе в городе Касселе террористы застрелили молодого турка. Среди посетителей кафе был и агент ведомства по охране конституции. Он уверяет, что оказался там совершенно случайно и покинул кафе до убийства. Другие свидетели, однако, показывают, что он сидел за компьютером в тот момент, когда прозвучали выстрелы. Не услышать их агент просто не мог.

В среду, 6 августа, в последний день слушаний перед перерывом, в суде в качестве свидетеля выступил сотрудник уголовной полиции, возглавлявший комиссию по расследованию убийства в Касселе. В ходе следствия полиция тоже вышла на след агента Федерального ведомства по охране конституции. Однако министерство внутренних дел федеральной земли Гессен запретило им допрашивать агента, опасаясь его разоблачения.

Задача суда — установить степень вины обвиняемых, ответ на другие вопросы должно найти общество

Обстоятельствами дела NSU уже занималась следственная комиссия бундестага. Она констатировала катастрофические просчеты и упущения в работе полиции и спецслужб. В результате подал в отставку глава ведомства по охране Конституции.

О деле NSU написаны книги, показаны театральные постановки. Известная писательница Эльфрида Елинек пишет пьесу о неонацистах под названием «Молчащая девушка». А вопросов до сих пор больше, чем ответов. Сможет ли суд дать все ответы? Ведь его главная задача — установить степень вины Беаты Цшепе и других обвиняемых.

DW