NSU
Ошибки следствия, сознательное уничтожение документов, неонацисты в качестве агентов спецслужб: все дело NSU — свидетельство пугающего поражения властей, считает Фолькер Вагенер.

Всего год тому назад комиссия бундестага по делу террористов из так называемого «Национал-социалистического подполья» (NSU) представила свой доклад. На 1357 страницах парламентарии констатировали промахи и ошибки полиции и спецслужб в расследовании дела NSU. Они годами игнорировали серийный характер 10 убийств, хотя 9 жертв были убиты из одного и того же пистолета.

Большинство жертв были турецкого происхождения. Убийства совершили неонацисты, а полиция искала преступников среди турецкого меньшинства, подозревала организованную преступность. Прокуратура и политики были согласны с полицией. Это была вопиющая некомпетентность. К такому же выводу пришла и завершившая свою работу комиссия ландтага федеральной земли Тюрингия.

Комиссия по расследованию — реакция на скандал

Комиссии по расследованию создаются, чтобы внести ясность в скандальные происшествия. На практике партии зачастую используют их, чтобы утопить скандалы в потоке речей. А результаты публикуются месяцы спустя, когда все уже и забыли, что и зачем комиссия расследовала. «Заболтать проблему» — испытанный способ политиков избавиться от неудобных тем.

Комиссия ландтага федеральной земли Тюрингия «забалтывать проблему» не стала. Красной нитью через все 1900 страниц ее доклада проходит небывало жесткая критика работы полиции и спецслужб в поисках и преследовании неонацистских террористов. Доклад подтверждает выводы, сделанные комиссией бундестага год тому назад.

Редко комиссиям по расследованию удавалось избежать межпартийного соперничества и прийти к таким однозначным результатам, как в деле NSU. Они просто не могли не отметить зловещих неувязок. Вот, например, в ноябре 2011 года, сразу после разоблачения «Национал-социалистического подполья», один из руководителей отдела в Федеральном ведомстве по охране конституции приказал уничтожить важные документы. У них, якобы, истек срок хранения. Это уже попахивает саботажем, а не халатностью.

Кто есть кто: неонацист или агент спецслужб

Трудно даже поверить, какие методы спецслужбы федеральной земли Тюрингия использовали, чтобы взять под контроль правых радикалов. Открыто высказывавших свои взгляды неонацистов они вербовали как своих агентов. Сейчас доказано, что ни один из этих «агентов» не представил информации об ушедшем в подполье кровавом трио NSU: Беате Цшепе, Уве Мундлозе и Уве Бёнхардте. Так кто это были: неофициальные информаторы ведомства по охране конституции или правые радикалы, которые оберегали NSU от ареста?

В 70-е годы государство последовательно преследовало террористическое левое подполье. А вот в борьбе против праворадикальных террористов оно оскандалилось. Хуже того, трудно избавиться от впечатления, что некоторые следователи втихую симпатизировали преступникам. Или во всяком случае принижали степень опасности. Можно только приветствовать, что парламентарии в Берлине и в Тюрингии нашли ясные слова для оценки этого скандала. Не всегда парламентским комиссиям это удается, сообщает DW.

RaHoWa NSU и как всё начиналось

С начала двухтысячных боевики немецкой неонацистской террористической группировки убили, предположительно, десять человек — девять мигрантов, в основном этнических турок, и одну полицейскую. Также группу, состоявшую из нескольких десятков или даже сотен человек, подозревают в покушениях на полицейских и взрывах в общественных местах. 4 ноября 2011 года считающиеся ключевыми участниками группировки Уве Мундлос и Уве Бенхардт погибли после неудачного ограбления банка. На их след вышла полиция, после чего завязалась перестрелка, из которой боевики заведомо не могли выйти живыми, поэтому Мундлос убил Бенхардта и застрелился сам. Их сообщница Беата Цшепе, известная как Поджигательница из Цвиккау, сдалась полиции. В прошлом году ее судили в Мюнхене по обвинению в причастности к десяти убийствам.

Группа ушла в подполье в 1998 году после того, как полиция обнаружила самодельные бомбы и взрывчатые вещества в гараже в тюрингийском городке Йена. По словам Доротеи Ульрики Маркс, «ключевые ошибки» были совершены полицией в первые часы после обнаружения их оружейного склада — правоохранители не предприняли никаких активных действий, чтобы найти владельцев оружия.

«Национал-социалистическое подполье» продолжало террористическую деятельность до 2011 года. Группировка взяла ответственность, по меньшей мере, за два взрыва в Кельне: в декабре 2000 года в продуктовом магазине, принадлежавшем иранцу, и 9 июня 2004 года на Койпштрассе, в турецком районе; в результате последнего теракта пострадали 22 человека.

Лидеры «Национал-социалистического подполья» — Мундлос, Бенхардт и Цшепе — познакомились еще подростками в начале девяностых. Мундлос тогда отслужил в бундесвере, где подвергся дисциплинарному аресту за пение праворадикальных песен и ношение при себе визитной карточки с фотографией Адольфа Гитлера. Тогда еще пятнадцатилетний Бенхардт, самый младший из группы товарищей, присоединился к скинхедам и промышлял экпроприациями. Цшепе после школы вступила в группировку ультраправых панков «Клещи», члены которой красили волосы в красный цвет. Она проводила демонстрации в Йене «за сохранение идентичности Тюрингии и против интернационализации ЕС», а также против немецких петухов и продавцов-вьетнамцев.

За радикальные политические взгляды троицу подростков выгнали из молодежного клуба, после чего они вступили в так называемое Йенское братство «Тюрингской защиты родины» — главную организацию национал-социалистов Восточной Тюрингии, созданную на основе местной «Анти-антифа». В 1998-м в арендованном ими гараже проходит обыск по подозрению в участии Мундлоса, Бенхардта и Цшепе и неонацистской деятельности. Полицейские нашли в помещении четыре самодельные бомбы, 1,4 кг тротила и пропагандистские материалы, однако сама троица скрылась в подполье и примерно через год совершила свой первый теракт.

По данным следствия, в годы расцвета число сторонников разветвленной группировки могло доходить до нескольких сотен человек. В ядро, помимо Мундлоса, Бенхардта и Цшепе, входил также местный политик Ральф Вольлебен — заместитель председателя земельной организации Национал-демократической партии Германии в Тюрингии в 2006—2008 годах.