НЕТ мечетям
На Кубани действует негласный запрет на строительство мечетей, заявили представители мусульманской общины.

Неоднократные просьбы мусульманской общины решить проблему с нехваткой мечетей в Краснодарском крае остаются без ответа, заявляют верующие. Попытка сдерживать распространение ислама ведет к обострению межконфессиональных отношений, считают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты. Власти решают вопрос о выделении в перспективе земельного участка под строительство мечети, отмечает муфтий Адыгеи и Краснодарского края.

«Кавказский узел» сообщал, что о планах построить в Краснодаре мечеть и мусульманское кладбище местные власти заявили еще в 2008 году. Заявлялось, что для мечети выделили земельный участок площадью 1,2 га на пересечении улиц 40 лет Победы и Восточно-Кругликовской. Однако строительство не началось. В 2009 году верующие направили в адрес губернатора края Александра Ткачева письмо с просьбой посодействовать в скорейшем получении разрешения на строительство необходимого культового сооружения. Однако к 2014 году вопрос не был решен.

Очередным поводом для верующих поднять вопрос об отсутствии мечети в Краснодаре стало закрытие представительства Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края, которое произошло в священный для мусульман месяц Рамадан.

О закрытии представительства читатели сообщили 8 августа посредством sms-сервиса. «За два-три дня до окончания Рамадана в Краснодаре было закрыто представительство ДУМ Адыгеи и Краснодарского края, под предлогом окончания аренды. Люди вынуждены искать место для праздничной молитвы», — говорилось в сообщении.

Карданов: закрытие помещения представительства ДУМ не отразится на настроениях мусульманской общины

Встреча председателя Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края Аскарбия Карданова с руководством города Краснодар по вопросу предоставления помещения ДУМ нежилого помещения для проведения религиозных обрядов состоялась 14 августа. «В ходе встречи достигнута договоренность о предоставлении ДУМ на безвозмездной основе нежилого помещения для проведения религиозных обрядов по ул.Клубная, 14. Помещение больше по площади и сдается на более длительный срок, на безвозмездной основе», — рассказал Аскарбий Карданов корреспонденту «Кавказского узла».

«Никакой дискриминации здесь нет. Никаким образом это не отразится на мусульманской общине, на отправлении культа», — добавил он.

Для вышеуказанных целей в аренде у ДУМ РА и КК находилось нежилое помещение в центре Краснодара. «Однако департамент муниципальной собственности и городских земель администрации Краснодара отказал в продлении очередного срока аренды», — сообщил муфтий.

«Кавказский узел» сообщал, что до открытия в 2010 году представительства ДУМ в Краснодаре мусульманам приходилось совершать намазы в небольшом зрительном зале кинотеатра «Горизонт»,

Как пояснил муфтий, договор аренды на помещение истек в прошлом (2013) году, и закрытие представительства не стало неожиданностью для Духовного управления.

Проблемы с выделением помещения не повлияли на проведение Рамадана. «Во время Рамадана нам предоставили специально Дворец искусств полностью, нам предоставили это помещение во время Ураза-Байрам, где мы провели праздничное мероприятие, молитву. Мы провели все хорошо, были представители администрации города, края, наши имамы, около 1,5 тысяч прихожан было, никаких жалоб от верующих нет», — пояснил Аскарбий Карданов.

В настоящее время в Краснодаре нет мечети. Мусульмане города для отправления религиозных обрядов вынуждены выезжать в Адыгейск, поселок Яблоновский и поселок Новая Адыгея Республики Адыгея, где имеются мечети.

По данным духовного управления Республики Адыгея и Краснодарского края численность мусульман на Кубани составляет 350 тысяч человек. Для празднования Ураза-Байрам мэрия Краснодара традиционно выделяет Дворец культуры.

«Понимание у руководства края относительно сложностей для отправления религиозного культа в связи с отсутствием религиозной инфраструктуры есть», — сказал Карданов, при этом он не смог назвать примерные сроки начала строительства мечети.

Абази: в своей стране чувствуем себя чужими

Мнение о том, что закрытие представительства ДУМ в преддверии празднования Рамадана было техническим вопросом, не разделяет имам Краснодара Наджмуддин Абази. Он отметил, что представительство было закрыто, когда верующие собрались на молитву.

«Они пришли в гражданской одежде, не представляясь и не предъявив документов, проверили у всех паспорта и предложили покинуть помещение и отдать им ключи. Они ушли, а вечером того же дня, когда люди пришли на ночной таравих-намаз (коллективная молитва, которая проводится каждую ночь в месяц Рамадан – прим. «Кавказского узла»), обнаружили дверь закрытой на замок и опечатанной. Они не подождали даже оставшихся двух дней и не дали нам завершить священный месяц Рамадан и провести праздник», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Наджмуддин Абази.

По его оценке, предложенное в качестве альтернативы место не подходит общине, поскольку «оно очень сильно удалено, что затруднит возможность добраться туда».

Он также обратил внимание, что в городе нет мечети.

«Нам предлагают ездить в Адыгею, а почему я, житель края должен ездить в Адыгею? Я здесь прописан, мой отец, дед и все остальные своими руками строили этот город, воевали за него, и теперь мне нет места, чтобы я мог поклоняться у себя дома, в своем городе?» — задается вопросами имам Краснодара.

«Мы живем в своей стране, но чувствуем себя чужими. Все верующие возмущены таким положением дел», — заключил Наджмуддин Абази.

Мысс: власти игнорируют проблемы мусульман

Долгие годы администрация Краснодарского края накапливает проблемы мусульманской общины без намерения их решать, считает имам Тахтамукайского района Адыгеи Асфар Мысс.

«Факт, метод и способ, которым воспользовались власти при закрытии представительства, говорят сам за себя. Таким грубым способом, не представляясь имаму мечети, предложили выйти… На секунду себе представил, как в Адыгеи во время Пасхи закрывают какую-то церковь. Это, наверное, фантастика. Здесь никто на это не осмелился бы, даже, если у них нет на это никаких документов», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Асфар Мысс.

Он отметил, что проблема отсутствия мечети ставится перед властями более 20 лет, однако мусульмане не проводят публичных акций протеста. «Столько лет власти могут себе позволить не выделять под мечеть землю. Мы никогда не устраиваем никаких провокаций, или митингов, не идем на обострение отношений, не перекрываем трассы, как это бывает в других регионах, здесь это проходит более сдержанно, мы стараемся решать эти вопросы более мирно», — сказал религиозный деятель.

Политику властей в вопросе строительства мечетей Асфар Мысс назвал недальновидной. «Это недальновидная политика — игнорировать мнение огромного количества этнических мусульман… Проблемы надо решать, а не собирать их», — сказал Асфар Мысс.

Представители общины понимают, что данный вопрос не зависит от Духовного управления, заявил имам. «Прежний муфтий 11 лет пытался встретиться с губернатором края и все безуспешно, было десятки обращений, и ни разу губернатор Краснодарского края не соизволил инициировать такую встречу. Муфтий много раз встречался с президентами страны, а вот с губернатором региона ни разу. Это очень интересная ситуация, когда столько лет губернатор края игнорирует представителя такого огромного числа верующих», — заключил Асфар Мысс.

«Кавказский узел» сообщал, что в 2011 году председатель Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края на встрече руководителей духовных управлений мусульман с президентом РФ Дмитрием Медведевым поднял вопрос о проблемах строительства мечетей на Кубани, а также сообщил о проблемах, связанных с регистрацией мусульманских религиозных организаций. Однако проблемы к 2014 году остались не решенными.

«Политика властей ведет к обострению межконфессиональных отношений»

«В одном только Краснодаре мусульман до 15% населения, около 150 тысяч человек. Это не говоря о трудовых мигрантах, численность которых достигает до 200 тысяч человек. Помещение, о котором идет речь, использовалось в качестве молельной комнаты, оно было выделено из жилищного фонда города, его площади крайне не хватало. Кроме того оно находилось на первом этаже жилого дома, что не могло не раздражать жителей, тем более в праздничные дни и по пятницам, когда не вмещающиеся в него люди совершали намаз на улице», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» житель Краснодара Тимур.

Верующим приходится ездить в близлежащие адыгские села, отметил мужчина.

«Это не всегда удобно, тем более пятница у многих рабочий день. Благо, такой приток жителей соседнего края не раздражает жителей этих сел, они с пониманием относятся к приезжающим в мечеть. В Краснодаре давно пора построить несколько мечетей и молельных комнат, но от властей на протяжении десятилетий слышны лишь обещания… Это консервация проблемы, очевидно, чтобы таким образом удерживать [сложившийся] межконфессиональный баланс. Но возможно ли это делать за счет ущемления прав одной из конфессий?» — задается вопросом Тимур.

«Власти опасаются распространения ислама и упрочнения позиций мусульман»

Ограничение мусульманской общины в развитии имеет целью лишь сдерживание распространения ислама, считает житель края Руслан.

«За последние годы в крае было немало случаев принятия ислама местными жителями русской национальности, армянами. Это воспринимается властью, представителями казачества, местным православным духовенством, представителями армянской диаспоры крайне враждебно. По этому поводу они проводят всевозможные заседания, выносят этот вопрос даже на обсуждение совета безопасности. Русские мусульмане испытывают колоссальное давление и в семье и от окружающих. Было множество случаев в крае с фабрикацией уголовных дел, подбросами наркотиков и оружия», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Руслан.

Он считает, что подобная политика грозит взрывом.

«Все это давление на представителей мусульманской общины, ограничение верующих в конституционных правах, внушение людям, что в Краснодарском крае жители делятся на два сорта, на тех, которым можно все и которым нельзя ничего — до добра не доведут», — сказал собеседник.

«А когда люди выйдут на улицы тысячами, как вышли в мае месяце после убийства в одном из кафе жителя Адыгеи, тогда скажут, что это радикалы», — заключил Руслан.