Эменике любит фанатов
«Торпедо» сегодня наказали закрытием «Западной трибуны» на ближайшем домашнем матче Премьер-Лиги за оскорбления Самба по поводу расовой принадлежности.

Rusfootball.info тем временем напоминает, что этот расистский скандал – далеко не первый в нашем футболе.

Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза вполне может удивить. «Торпедо» уже не раз страдало за проделки своих фанатов и сейчас, чувствуется, к клубу будут применены очередные санкции. Напомним, что очередной в нашем футболе скандал на расистской почве разгорелся в ходе понедельничного матча в Раменском, когда поклонники черно-белых несколько раз сымитировали обезьянье уханье в адрес конголезского защитника «Динамо» Кристофера Самба. Тот не выдержал психологического удара и категорически отказался выходить на второй тайм. И пусть наставник бело-голубых Станислав Черчесов на послематчевой пресс-конференции напрочь отмел расистскую тему, объяснив свое решение о замене африканца полученным им ушибом голени, первый вице-президент клуба Геннадий Соловьев чуть позже подтвердил неприятные догадки. По его словам, Самба был очень разочарован и обижен. Спортивный директор «Динамо» Гурам Аджоев при этом уже донес до народа, что легионер, как истинный профессионал, не ставит крест на России, а готов играть в следующих матчах. В команде на него очень рассчитывают, а сам Самба уже успел превратиться в настоящую палочку-выручалочку московского гранда.

Футбольная общественность тем временем гадает о вероятном наказании горемычного «Торпедо». Команда, хоть и старается, никак не начнет стабильно набирать очки в чемпионате, а в ближайшее время, по неподтвержденной информации, может попрощаться с Николаем Савичевым. Если автозаводцы продолжат неудачную серию, пост главного тренера займет известный специалист Андрей Чернышев, который сейчас работает спортивным директором клуба. По мнению экспертов, на заседании КДК в среду возможно несколько вариантов развития событий. Маловероятно, что черно-белых поймут и простят: рецидивисты все-таки. Скорее дело дойдет до реальных штрафных санкций, вот только в чем они будут выражаться – в деньгах или в матчах без зрителей – пока не ясно. Самый радикальный шаг: снятие с команды драгоценных очков. Таким методом за расизм у нас еще не карали, но все же когда-нибудь случается впервые, верно? К тому же черно-белые представляются наиболее беззащитной «жертвой». За ними не стоят тяжеловесы вроде Евгения Гинера или Леонида Федуна. Каждый подобный инцидент аккуратно заносится в специальную книжечку ФИФА и УЕФА, с которыми нам в ближайшие годы предстоит регулярно сотрудничать. Это только кажется, что их не интересуют внутрироссийские дела. Нет, они тщательно копят наши грешки, можно сказать, собирают компромат. И когда его накопится много, он будет представлять серьезную угрозу. А тут еще и фанаты ЦСКА изрядно пошалили в Риме и спровоцировали УЕФА на возбуждение против клуба очередного дела. Еще совсем чуть-чуть, и московские армейцы превратятся в главного изгоя Европы.

Надо сказать, Крис Самба не впервые оказывается в центре скандала с расовой подоплекой. Во время его выступлений за «Анжи» в двухметрового гиганта запульнули бананом фанаты «Локомотива» в Черкизово. Африканец, правда, отправил плод обратно. А вскоре спешно перебрался в лондонский «КПР» снимать стресс. Так что не исключено, в ближайшем будущем мы услышим о жгучем желании Самба сменить команду и чемпионат. Моральное унижение не заглушат никакие золотые горы.

Можно долго дискутировать над этической стороной вопроса. То, что взрослые люди кричат на спортивном объекте по-обезьяньи, это, конечно, странно и не нормально. Хотя не будем забывать, от кого произошли люди. Все же мы с обезьянами во многом близки, как ни крути. Важно понимать мотивы, которые движут фанатами. Чем они руководствуются: желанием таким экстравагантным способом отомстить ненавистному клубному руководству или просто жаждой крови, стремлением оскорбить темнокожего человека? Толпой-то они герои. Но вот поухал бы кто-нибудь Самбе, стоя прямо перед ним? Попробую угадать: нет, конечно же, нет. Как пел Валерий Кипелов: «В одиночку ты – никто, зато в толпе – герой».

Другая сторона медали – реакция футболиста. Оскорблять спортсмена – скотство чистой воды. Но Самба на то и профессионал, чтобы не поддаваться на провокации, не видеть и не слышать. Как очевидец события замечу, что ухал далеко не весь сектор торпедовских ультрас, а от силы несколько десятков человек. Ну, может, сотня. Самба имел все возможности пропустить всё мимо ушей и заиграть с еще большей агрессией. Принимая свое время решение о переезде в Россию, он наверняка знал, что порой такое у нас случается. А значит, надо было быть готовым ко всему. В конце концов, расистские скандалы происходят не только у нас, но и в Европе. А некоторые африканцы принимают такие выходки слишком чувствительно, и не редко видят расизм там, где его на самом деле нет. Всем прекрасно известен, пожалуй, главный футбольный борец с расовой дискриминацией – хавбек «Манчестер Сити» Яя Туре. Кстати, неприятные истории случались у Самба и в Англии, о чем он не забывал поведать миру.

Первые африканцы появились в нашем футболе в 1990-м. Летом того далекого года играть за «Памир» в Душанбе приехало трое замбийцев – Виздом Чанса, Ричард Кванса и Дерби Макинка. Надолго они в солнечном Таджикистане не задержались, а потому первого инцидента на почве расовых отношений в нашем футболе пришлось ждать почти десять лет.

Первым настоящим профессионалом из Африки стал защитник сборной Нигерии Августин Эгуавон, ехавший в ЦСКА, а подписавший контракт с «Торпедо». Москва образца 1997 года была местом брутальным. Не удивительно, что фанаты других столичных клубов смотрели на чужестранца как на невероятную диковинку. И при случае не стеснялись в выражениях. Хотя сам Эгуавон в интервью дипломатично отрицал наличие у него каких-либо проблем с местным населением из-за цвета кожи, известно, что они действительно были.

В том же году в Россию пожаловал первый настоящий бразилец – Луис Робсон. И был крайне не ласково встречен… собственными спартаковскими болельщиками! Они посвятили ему целый баннер, не поленившись написать по-португальски что-то вроде: «Вали домой, грязный негр». Еще более обидным «приветствием» годы спустя ознаменовался дебют другого красно-белого бразильца Веллитона.

Примерно в начале 2000-х расизм стал на российских аренах делом привычным. Доставалось темнокожим спортсменам и за пределами стадионов. Скинхеды били печально знаменитого спартаковца Люка Зоа, мини-футболиста Пулу, который, кстати, впоследствии получил российское гражданство и успешно играл за нашу сборную. Лоуренс Аджей, Эссиен Фло, Жерар Мукунку – все эти горе-легионеры «Спартака» также не избежали унижений только за то, что родились с черным цветом кожи. Да что перечислять, если однажды фанаты довели до слез самого Роберто Карлоса.

В истории премьер-лиги, кстати, встречались и боевые африканцы, которые не терпят обид и унижений. Так, в свое время форвард «Сатурна» Баффур Гьян был удален с поля в Раменском за два оттопыренных средних пальца, которые он адресовал ухающей красно-белой трибуне. А защитник «Алании» Акес Дакоста, помнится, как-то вообще полез на сектор, чтобы разобраться с обидчиками по-мужски. Насилу оттащили. Не дурак постоять за себя был и один из самых одиозных африканцев в истории российского футбола Ибра Кебе. Тот и партнерам по команде спуску не давал, гонялся за ними с ритуальным ножом.

Расизм в российском футболе пока не истребим, хотим мы того или нет. Так ориентировано современное общество. И никакие уговоры в данном случае не подействуют. Дисциплинарные меры – тем более.