«Бабушка татарского суверенитета» снова получила год условно.

2 октября Набережночелнинский горсуд признал председателя Милли Меджлиса татарского народа 64-летнюю Фаузию Байрамову виновной по ст. 282 ч.1 УК РФ в публичном «возбуждении ненависти, вражды, а также унижении достоинства группы лиц по признакам национальности, отношения к религии». Две публикации на своей странице в Фейсбуке обошлись ей в год лишения свободы условно.

Фаузия Байрамова приобрела известность в начале 1990-х как один из лидеров радикального крыла татарского национального движения, когда она была депутатом Верховного совета Татарстана и выступала за полный суверенитет республики. В мае 1991-го Байрамова провела 10-дневную голодовку на площади Свободы в Казани с требованием запретить в республике проведение выборов президента России…

В 2010 году Фаузия Байрамова получила свой первый приговор по 282-й статье, основанием для которого стало заявление возглавляемого ею Милли Меджлиса с требованием государственного суверенитета для Татарстана. Тогда ей дали год условно.

Публикации, за которые «бабушке суверенитета» пришлось отвечать в суде на этот раз, были размещены ею в Фейсбуке в феврале 2014 года. В первой («Звери и жертвы») идет речь о так называемом «деле Чистопольского джамаата». «После обнаружения самодельных ракет на территории Нижнекамскнефтехима и поджогов нескольких церквей на территории РТ в конце 2013 года в Закамье начались многочисленные аресты мусульман. Стали известны факты чудовищных пыток этих мусульман в ИВС Нижнекамска, Чистополя, Алексеевска с целью принудить их взять вину на себя», — говорится в этом тексте.

Напомним, в декабре прошлого года в Прокуратуру РТ поступили заявления адвокатов о применении следствием в этом деле недозволенных методов и об отказах в доступе защитников к задержанным. Кстати, на днях в Чистопольском горсуде уже начались процессы над обвиняемыми по делу «Чистопольского джамаата».

Второй эпизод в деле Фаузии Байрамовой — подписанное ею и также опубликованное в Фейсбуке «Заявление Милли Меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму». В нем говорится о «коварных планах России против Украины» и выражается опасение, что «против крымских татар воевать отправят татар Поволжья и Урала. Но этому не бывать! Мы — татары Поволжья и Урала, будем на стороне борющихся за свою независимость украинцев, крымских татар, мы будем за свободную и независимую Украину!».

Сама Фаузия Байрамова в суде объяснила: в этом тексте она высказала мнение, что «крымские татары и украинцы должны быть вместе, граждан русской национальности не унижала, так как в этой статье не шла речь о русском народе… Писала о том, что нельзя воевать». Подсудимая заявила, что и сейчас считает свою позицию правильной.

Свидетель Шарафиев, привлеченный следствием, сообщил, что подписчиком Байрамовой не является, а на ее страницу вышел через ряд ссылок. Он изложил прочитанное так, как понял: что «мусульман в Татарстане преследуют, сажают в тюрьмы, пытают», и что «народ Украины стал свободным от Москвы, украинцы и крымские татары не захотят вернуться в тюрьму — Россию». Как заявил этот свидетель на суде, «данное неправильное толкование событий для него было возмутительно», поэтому он и отправился в ФСБ…

Комплексную психолого-лингвистическую экспертизу следствие заказало в АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» (примечательно, что эта же организация год назад сочла возбуждающим национальную рознь текст известного социолога Александра Салагаева о том, что «миллионы нелегальных мигрантов, наводнивших нашу страну, являются мощным криминогенным фактором». Ученый подал в суд на экспертов, но дело было закрыто: за день до процесса Салагаев умер от сердечного приступа). В деле Байрамовой экспертиза подтвердила: в этих ее текстах «содержится информация, направленная на возбуждение межнациональной розни».

В суде Фаузия Байрамова свою вину не признала, заявила, что «какого-либо умысла на возбуждение межнациональной вражды у нее не было, была лишь цель помочь мусульманам, которые оказались в беде». Однако судья Дан Шакуров счел, что к показаниям подсудимой «как к данным с целью избежания ответственности за содеянное» следует отнестись критически.

Само гособвинение в лице помощника прокурора Челнов Гульдарии Сахауовой предложило назначить немолодой активистке наказание, не связанное с реальным лишением свободы. И судья, «учитывая личность виновной», приговорил Фаузию Байрамову к году лишения свободы условно.

ВК