Андрей Малюгин
Андрею Малюгину увеличили размер компенсации. Но и она может его не устроить.

Горсуд Санкт-Петербурга назначил Андрею Малюгину (Боец), оправданному по обвинению в ряде преступлений на национальной почве, компенсацию морального вреда за незаконное содержание под арестом в течение пяти лет в размере 70 тыс. рублей. Ранее Петроградский райсуд, рассматривавший аналогичное заявление Малюгина, присудил ему всего 5 тыс. рублей. Защитник Бойца Марина Мошко не исключает, что размер компенсации не устроит ее клиента и решение апелляционной инстанции будет обжаловано в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Поводом к обращению Андреем Малюгиным за взысканием с Российской Федерации компенсации морального вреда стали результаты судебного процесса по делу так называемой банды Боровикова — Воеводина. Боец был задержан в мае 2006 года как предполагаемый член этой группировки, совершившей ряд резонансных преступлений на национальной почве. Лично Малюгину следствие инкриминировало убийства водителя такси Рашида Суюнова и студента из Сенегала Самбо Лампсара, совершенные в 2006 году.

Между тем суд присяжных Петербурга оправдал Бойца полностью, что позволило горсуду Петербурга летом 2011 года признать за ним право на реабилитацию. Из СИЗО Малюгин вышел сразу же после вердикта народных судей в мае 2011 года, проведя за решеткой пять лет.

Впрочем, на свободе он оставался недолго: в августе его «закрыли» по обвинению в убийствах бизнесмена Александра Тена и националиста Милослава Ковровского, конфликтовавшего с лидером банды Алексеем Воеводиным, в приготовлениях к теракту и посягательству на жизнь судьи горсуда Петербурга Вадима Шидловского, председательствовавшего в процессе по делу банды Боровикова — Воеводина. Якобы, по словам свидетелей, Боец намеревался взорвать господина Шидловского, если он назначит пожизненное лишение свободы Воеводину.

За время расследования второго уголовного дела Андрей Малюгин успел обратиться с заявлением в Петроградский райсуд о взыскании компенсации за незаконное уголовное преследование по первому делу. Свои страдания он оценил в 250 млн рублей. Однако суд, признавший в феврале этого года претензии Бойца по праву, посчитал, что он не доказал, что пятилетнее содержание под стражей причинило ему какие-либо нравственные страдания и назначил к выплате 5 тыс. рублей.

Следует отметить, что практика Петроградского райсуда в корне расходится с практикой Европейского суда по правам человека. В частности, ЕСПЧ, рассмотревший жалобу Малюгина только на условия содержания в следственном изоляторе, признал претензии обоснованными и взыскал с Российской Федерации в его пользу €17 тыс.

Защита Малюгина подала апелляционную жалобу в горсуд Петербурга на решение Петроградского райсуда, Минфин и прокуратура также его обжаловали, посчитав 5 тыс. рублей слишком большой компенсацией.

Вчера апелляционная инстанция рассмотрела жалобы и представления участников процесса и вынесла свое решение, обязав Российскую Федерацию выплатить Малюгину 70 тыс. рублей. Между тем, по словам самого Бойца, вместе с ним по первому делу проходили обвиняемые, которые были оправданы только частично. И размер компенсаций, выплаченным им за частичную реабилитацию, якобы достигает 90 тыс. рублей.

После заседания госпожа Мошко сообщила «Ъ»: «К сожалению, у нас нет единой судебной практики по такого рода делам, нет постановлений или обобщений Верховного суда РФ, на которые мы могли бы ссылаться». Адвокату осталось непонятным, почему горсуд Петербурга счел разумной и справедливой (главные критерии при определении компенсации) именно сумму в 70 тыс. рублей.

Защитник пока не знает, намерен ли ее клиент обжаловать это решение. Впрочем, не исключено, что Андрей Малюгин может повторить свой прежний путь и снова обратиться в ЕСПЧ, если новый размер компенсации его не устроит.

А пока горсуд Петербурга, рассматривающий второе дело Бойца, фактически вышел на финишную прямую: сейчас участники процесса перешли к стадии дополнений. Возможно, что в конце декабря судебное следствие будет завершено и стороны перейдут к прениям.

Дмитрий Маракулин, Ъ