«Стерегущий»

В 224-й гарнизонном военном суде Петербурга по делу о мошенничестве с премиями моряков 3 декабря был допрошен бывший командир корабля Балтийского флота Михаил Буркин. Он обвиняется в хищении 2 млн 64 тыс. рублей наряду с сотрудником управления финансового обеспечения Андреем Литвинчуком.

Как сообщает корреспондент «Фонтанки» из суда, Буркин согласился дать показания, частично признав вину. Он рассказал, что в 2011 году после предложения Литвинчука участвовал в незаконном распределении завышенных премий личному составу «Стерегущего». Деньги выделялись экипажу сверх нормы, предусмотренной приказом министра обороны № 1010 о материальном стимулировании контрактников.

«30 процентов от суммы, начисленной выше положенного, я передавал Литвинчуку», – пояснил бывший командир корабля.

По словам Буркина, на премирование моряков за первый квартал 2011-го на «Стерегущий» из бюджета было выделено больше 5 млн рублей, причем 2,5 из них – незаконно. Треть сверхнормативной суммы, порядка 756 тысяч рублей, Буркин собрал с моряков и принес Литвинчуку. Таким же образом делились премии за следующие кварталы и еще две – дополнительные. Всего приказы на «Стерегущий» за 2011 год оформлялись шесть раз. Бывший командир корабля заявил, что все собранные с экипажа средства, 2,3 млн рублей за год, передавал наверх.

Объясняя свои мотивы, подсудимый напомнил, что корвет «Стерегущий» был единственным кораблем, построенным для Военно-морского флота России за 16 лет. Постоянно участвовал в выставочных мероприятиях, и оттого был часто посещаем инспекциями. Начальство требовало безупречного лоска, однако работы не финансировало. Денежные дыры латал экипаж: «Мои матросы получали повышенные премии и больше средств могли отдавать на корабельные нужды, нежели если бы просто получали зарплату 18-20 тысяч рублей», – сказал он.

По словам Буркина, моряки вскладчину закупали одинаковые зубные щетки, мыльницы, полотенца, украшения кубриков, визитную посуду для представительских нужд.

Морской офицер постарался заверить суд, что считал своим личным преступлением лишь поборы с экипажа, а про схему о дополнительном стимулировании, за которую якобы с корабля и брали 30 процентов в качестве отката, не знал. Судья Александр Шляхов, очевидно, отнесся скептически к этому заявлению, так как командиры кораблей обязаны досконально знать содержание приказа № 1010, в котором детально расписаны правила начисления премий. Кроме того, у Буркина было свое командование, также наверняка знавшее принципы дополнительного материального стимулирования. Оно же и доводило до командиров кораблей приказ № 1010.

«Стерегущий» входил в 105-ю бригаду кораблей охраны водного района с дислокацией в Кронштадте. На тот момент, как пояснил Буркин, ею руководил Сергей Пинчук, вскоре ставший начальником штаба Ленинградской военно-морской базы, а в конце 2011-го – командиром Новороссийской военно-морской базы. В феврале 2014-го Сергей Пинчук, в возрасте 42 лет, получил звание контр-адмирала. С сентября он является слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

Суд поинтересовался, почему Буркин предпочел решать премиальные вопросы с Литвинчуком, а не обращался к командиру.

«Или вы сами ведет личное хозяйство корабля? Мины нужны – скинулись экипажем и купили, так получается? Вас же должны обеспечивать?» – спросил судья Шляхов.

«Должны, да. Заявки я подавал, но вопросы не решались», – ответил Буркин.

Андрей Литвинчук даст показания позже. Он вину не признает и, судя по сегодняшнему участию в допросе, постарается опровергнуть даже факт встреч с командиром «Стерегущего».

Источник: Фонтанка