Император Путин
Президент России в послании Федеральному собранию отказал Киеву и Москве в историческом праве считаться центрами российской цивилизации.

В Георгиевском зале Кремля президент России Владимир Путин зачитал одиннадцатое по счету послание Федеральному собранию: оно стало удивительным не сколько обещанием налоговой амнистии офшорных капиталов и возвращением предпринимательских свобод малому и среднему бизнесу, а благодаря его идеологической составляющей. Исторический экскурс, с которого начал свою речь президент России, шокировал прежде всего, профессиональных историков.

«Крым для россиян — то же, что и «Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм», заявил Путин. Князь Владимир принял крещение в Корсуни в Крыму, пояснил президент, а поэтому Крым занимает особое место в истории русской цивилизации и его возвращение в состав РФ, «отныне и навсегда».

Более того, Владимир Путин заявил, что «именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства», а «Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение».

Странно слышать от человека, которого на Западе называют подражателем российских императоров, такие шокирующие признания. На протяжении столетий, со времен Ивана Грозного, именно Москва считалась «Третьим Римом» и «сердцем России», а Киев называли «мать городов русских».

С религиозной точки зрения «Киев — гораздо более важное место для русских православных паломников, чем Крым», — отметил дьякон Андрей Кураев. По мнению известного российского историка Игоря Данилевского, сравнение Путиным Крыма с Иерусалимом — «не самый удачный шаг».

Кроме того, довольно двусмысленно выглядит сравнение Севастополя с Иерусалимом, учитывая прежние слова Путина о русских, как о самом «разделенном народе» в современном мире. В мировой истории существует пример обретения рассеянным народом своей изначальной родины — это государство Израиль. Но в отличии от евреев, у русских всегда было свое государство и его настоящей столицей всегда считалась Москва.

«Историческая часть речи была очень странной, — считает еврейский политолог Глеб Павловский. — Многие россияне будут удивлены сравнением русских с евреями, а Крыма — с Иерусалимом».

ВН