БОРН
В Московском областном суде продолжаются допросы обвиняемых по делу Боевой организации русских националистов (БОРН). В пятницу давать показания закончил давать подсудимый Максим Баклагин, затем судья дал слово обвиняемому Вячеславу Исаеву. На предыдущих заседаниях Баклагин признался в участии в убийствах антифашистов Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, чемпиона по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, судьи Эдуарда Чувашова, таксиста Соса Хачикяна и неудавшемся покушении на участкового Гагика Беняминяна.

12:52
Допрос подсудимого Максима Баклагина продолжается уже третий день. Заседание, состоявшееся в среду, было посвящено эпизоду с убийством таксиста Соса Хачикяна. Баклагин признался, что выстрелил таксисту в голову, в убийстве также участвовал его соратник Вячеслав Исаев. После этого обвиняемый рассказывал о неудачном покушении на участкового Гагика Бенямина.

Сегодняшнее заседание началось с чтения протоколов проверки показаний на месте. Первым зачитывают документ, в котором описывается, как Баклагин на манекене демонстрировал убийство борцов Абдуллаева и Нуричуева. Сам обвиняемый его не отрицает: чтение необходимо, поскольку проверка показаний на месте является отдельным доказательством, а значит присяжные должны с ним ознакомиться. После эпизода с Абдуллаевым и Нуричуевым оглашается протокол по убийству таксиста Хачикяна.

12:59
Чтение протоколов закончено. Подсудимый Михаил Волков, обвиняемый в убийствах антифашистов Филатова и Халилова, задает вопрос Баклагину.

— Были ли у нас какие-то совместные отношения?
— Нет, я тебя только 3 раза видел в 2005 году.

13:05
Прокурор просит предъявить присяжным видеозапись двух протоколов — проверка показаний записывалась на камеру. Стороны выступают против, поскольку непонятно, для чего тратить на это время, однако судья удовлетворяет ходатайство. Просмотр видеозаписи состоится на следующем заседании.

13:06
Обвиняемый Баклагин тем временем просит огласить приговор Юрию Тихомирову, которого Люблинский суд Москвы в 2012 году признал виновным в убийстве антифашиста Ильи Джапаридзе и приговорил к 10 годам строгого режима. Баклагина интересует то место из приговора, в котором говорится, что преступление было совершено по мотиву мести.

Затем он просит огласить осмотр тела антифашиста Хуторского: «там у него был кастет и нож». Вероятно, таким образом обвиняемый пытается убедить присяжных в том, что совершал убийства не по идеологическому мотиву, а по мотиву мести.

Тихомиров против оглашения приговора возражает. Против удовлетворения ходатайства выступает и прокурор: он напоминает, что присяжным нельзя зачитывать характеризующие данные, особенно касающиеся судимости. Против чтения протокола осмотра тела он возражать не стал.

13:16
Решается вопрос о вызове свидетелей, на необходимости допроса которых на прошлом заседании настаивал адвокат Волкова Денис Зацепин. Он просил вызвал в суд подругу антифашиста Федора Филатова, неких А. И. Обросова и Н. И. Павловского, потерпевших во время драки у клуба «Культ» в 2008 году, Раису Мельникову, опознавшую Волкова как человека, которого она видела у подъезда пере убийством предполагаемого члена «Черных Ястребов» Расула Халилова, очевидца убийства Халилова Олега Назарова, и обвиняемого Илью Горячева, дело в отношении которого было выделено в отдельное производство.

Представитель прокуратуры не стал возражать против вызова Мельниковой и Назарова, однако выступил против допроса остальных свидетелей, заявленных Зацепиным: присутствии присяжных надо только обсуждать фактические обстоятельства данного дела , а те не были свидетелями и не контактировали с обвиняемыми.

13:17
Судья Александр Козлов постановил вызвать очевидцев убийства по эпизоду Халилова Мельникову и Назарова, а также Илью Горячева по эпизоду о существовании организации БОРЕ. Судья принял это решение, поскольку именно Горячев был создателем и вдохновителем организации по версии обвинения.

13:20
При этом прокурор Архипова против вызова Горячева возражала. Она ссылалась на то, что если судья не разрешил допросить Алексея Коршунова, который общался с подсудимыми и принимал вместе с ними участие в убийствах, то допрашивать Горячева и вовсе нет смысла: в деле говорится, что лично он не общался ни с кем из подсудимых и не был с ними связан, а Тихонов называл себя «нелегальным» крылом БОРНа.

13:27
Присяжные вновь вошли в зал. Зачитывается протокол осмотра предметов, найденных при обыске дома у антифашиста Хуторского. Среди них: социальная карта, различные визитки, проездные, удостоверение государственного центра «Дети улиц», мобильный телефон, металлический кастет, перочинный нож, зажигалки, кассовые чеки.

13:31
В протоколе говорится о переписанной от руки на листы бумаги таблице, найденной дома у Хуторского. Она поделена на пять колонок — «кличка», «имя», «телефон», «адрес», «дополнительная информация».

В графе «кличка» — «Бритый», «88», «Шмель», «Кирилл» (в графе «дополнительная информация» — «гоняет с антиантифа»), «Валентин Тумев (в графе «дополнительная информация» — «неугомонный, регулярно бьет гастеров»), «Молот» (в графе «дополнительная информация» — «администратор nswp, убивал людей»), «Зухель» (в графе «дополнительная информация» — «неугомонный, гоняет с антиантифа, убивал людей»), «Комбат» (в графе «дополнительная информация» — «карлан»). Подобной информацией заполнено семь листов.

13:33
Суд перешел к допросу обвиняемого Вячеслава Исаева. «В 2005 году я жил в Москве, мы снимали квартиру в Медведково вместе с Максимом Баклагиным. На районе познакомились с Алексеем Коршуновым, стали часто общаться, посещали концерты, занимались вместе спортом. Коршунов однажды познакомил нас с Никитой Тихоновым, где-то летом 2005 года. Потом мы решили вернуться домой — я в Дмитров, Баклагин в Дубну», — начал он.

13:40
По словам Исаева, с тех пор с бывшими соседями он стал общаться редко. Однако все изменилось осенью 2008 года — Коршунов стал наведываться к приятелю в Дмитров «под предлогом дружеского общения»: «Мы обсуждали обстановку в стране, он говорил, посмотри что творится вокруг! Наплыв мигрантов, государство просто отстраняется от этой проблемы! Все идет к тому, что русские растворятся в потоке приезжих и перестанут существовать как этнос!».

Обвиняемый вспоминает, как Коршунов спрашивал у него: «Хочешь ли ты жить в такой стране? Смог ли бы ты с оружием в руках побороться за свои идеалы?». Однако никаких конкретных действий и планов не предлагал. В ноябре 2008 года Исаев побывал на свадьбе у Коршунова. Затем он «куда-то пропал» до зимы 2009 года.

13:46
По словам Исаева, в декабре 2008 году Баклагин приехал к нему после встречи с Никитой Тихоновым. Тот момент Исаеву и Баклагину было известно, что Тихонов находится в розыске. Пересказывая разговор с Тихоновым, Баклагин вспомнил, что тот впервые упомянул об Илье Джапаридзе.

«И в ходе разговора Тихонов поинтересовался, не желает ли он его убить. Баклагин согласился, и Никита предложил ему взять в помощники друзей. И помощь Баклагин попросил у Коршунова, потому что тот был человеком знающим, опытным, и мог дать ценные советы. Баклагин предложил поучаствовать и мне, и я согласился», — вспоминает обвиняемый. Третьим стал Тихомиров. Поучаствовать в убийстве Исаев и Баклагин предложили ему во время одной из встреч в Дубней зимой 2009 года.