Коктейль Молотова

В Петербурге вынесен приговор по делу о поджоге общежития для мигрантов на Балтийской улице. Процесс приковал внимание значительного числа местных националистов, ведь на скамье подсудимых находился один из активистов «Русских пробежек». Соратники часто приходили в суд, чтобы поддержать его, забыв о втором фигуранте дела – простом питерском инженере.

Кажется, что двое подсудимых, сидящих в клетке в зале Кировского районного суда настолько сильно не похожи, насколько можно себе вообще представить. Один – постоянный участник оппозиционных акций, вечно находился под бдительным наблюдением полиции. Второй – обычный питерский инженер, никогда не привлекался не то что к уголовной, а даже к административной ответственности. Тем не менее, каким-то образом они нашли друг друга. Теперь не только по версии следствия, но и по приговору суда.

Пожар в общежитии «Экономъ» в доме № 59 по Балтийской улице произошел 12 апреля 2013 года. Двое злоумышленников подошли к зданию и бросили бутылки с зажигательной смесью в окно второго этажа. В результате возникшего пожара пострадали три человека, они были госпитализированы в лечебные учреждения Петербурга с ожогами. Частично выгорели помещения второго и третьего этажа. Любопытная деталь – в этом доме находился один из мини-отелей города, используемый для проживания трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Все это, разумеется, наводило правоохранителей на определенные мысли.

О раскрытии преступления стало известно спустя всего два месяца – Следственный комитет объявил о задержании двух подозреваемых: 30-летнего Николая Антипанова и 24-летнего Алексея Коняхина.

«По версии следствия, данное преступление было совершено на почве экстремизма, из-за несогласия подозреваемых с миграционной политикой, проводимой РФ», — так в ГСУ объясняли мотивы предполагаемых преступников. Антипанов и Коняхин дали признательные показания, но и их мотивы, и обстоятельства произошедшего вызывали серьезные вопросы.

Фамилия Антипанова довольно известна в националистической среде, только на сайте «БалтИнфо» она упоминается около десятка раз. Связано это с тем, что ранее молодой человек являлся одним из организаторов так называемой «Русской пробежки»( бывший сотрудник милиции,прим ПН).

«Русские пробежки» — это способ гражданской самоорганизации сознательной русской молодежи с целью выражения протеста против бездействия властей в отношении проблем алкоголизма, наркомании, нравственного падения и культурной деградации российского общества», — так сами участники характеризовали данное мероприятие.

У активистов во время пробежек довольно часто возникали серьезные проблемы с правоохранительными органами: полицейские требовали снять футболки с различными надписями, националистов задерживали и отправляли в отделения, отбирали флаги.

Пожалуй, за все время существования «Русской пробежки» в Петербурге, самый серьезный инцидент, так или иначе связанный с ней, произошел с одним из лидеров акции Максимом Калиниченко. Он и двое товарищей обвинялись в нанесении травм стражу порядка. Калиниченко инкриминировалось «подстрекательство к совершению применения насилия в отношении представителя власти» (ч.4 ст.33 и ч.2 ст.318 УК РФ). Он был задержан в декабре 2011 года на подходе к месту проведения митинга «За честные выборы». По мнению обвинения, именно Калиниченко, будучи лидером «Русской пробежки», подстрекал прохожих к насилию криками «бей ментов».

Но в итоге все оказалось не так страшно, как могло бы быть. Максим Калиниченко получил два года условно и был отпущен прямо в здании суда Примечательно, что защитой Калиниченко занимался именно Николай Антипанов, но буквально сразу после его освобождения он ушел из «Пробежки». Причиной стал конфликт между ним и радикальными националистами. Антипанов, причислявший себя к законопослушным гражданам, считал, что «Русская пробежка» должна быть вне политики и не ассоциироваться с национализмом. Однако, движение продолжало сближаться с проправительственным, по мнению Антипанова, «Народным собором». В итоге, в марте 2013 года Антипанов вышел из движения, а спустя три месяца – задержан по подозрению в поджоге общежития для мигрантов.

Личность второго обвиняемого по делу – Алексея Коняхина – гораздо более загадочна. 25-летний инженер-исследователь не был известен ни в националистических, ни в оппозиционных кругах.

Как бы то ни было, дело приковало к себе внимание петербургских националистов – они создали группы в социальных сетях, где тщательно отслеживали ход судебного процесса и активно комментировали его.

«Ужас. Это потому что они обычные парни, без связей и блата», «Держитесь вместе, ребята и помните, что Россия еще не выгнила полностью только благодаря ВАМ! », — таковы типичные комментарии сторонников обвиняемых.

В июле 2013 года в соцсетях было опубликовано письмо Антипанова из СИЗО, в котором он объяснял причину своего поступка: «Знаете ли вы, что значит, когда в вашем доме появляется хостел для гастарбайтеров? Появляется он без вашего согласия и даже ведома, после чего ваш дом превращается в большой общественный туалет, а крыльцо дома вечерами в питейное заведение и место для выяснения отношений. <…> На обращения в различные инстанции либо приходят отписки, либо проводятся проверки и выносятся представления, которыми хозяева просто подтираются. Из-за этой безответственности арендаторов ваш дом начинает «трещать по швам», а другого дома у вас нет. Да, идея была продиктована злостью, но имела шанс на успех. Была надежда, что власти обратят внимание, задумаются, почему их подожгли? Чем это вызвано? Но наши власти интересует больше борьба с экстремизмом».

В письме Антипанов сожалел о том, что в результате инцидента пострадали люди. «Это сильно меня тяготит», — отмечал он.

Ситуацию усугублял тот факт, что молодым людям инкриминировалось покушение на убийство двух или более лиц, эта статья предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

В прениях государственный обвинитель попросил признать Антипанова и Коняхина виновными в покушении на убийство и приговорить их к 10 и 9 годам соответственно. В своем выступлении прокурор вспомнил Иосифа Сталина с его инструкцией о «коктейле Молотова» и рассказал о трагических событиях в Одессе в мае этого года. Сами подсудимый в очередной раз извинились перед потерпевшими. Антипанов добавил, что данная акция была сделана только для привлечения внимания к проблемам, связанным с хостелами для приезжих.

Последнее слово осталось за судьей Кировского районного суда Юлией Романовой, у которой уже есть опыт ведения процессов с участием националистов. Буквально месяц назад она добавила еще 6 лет к пожизненному сроку скинхеда Алексея Воеводина.

В этот раз из ее уст вновь прозвучало слово «виновен», но контекст был немного другим. Романова приняла решение о переквалификации деяний, инкриминируемых обвиняемым с части 3 статьи 30, части 2 статьи 105 (покушение на убийство двух и более лиц) на статьи 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК РФ. Приговором суда Антипанову назначено наказание в виде 6 лет колонии общего режима, Коняхину — в виде пяти лет колонии общего режима.

Адвокат Антипанова Светлана Ратникова сообщила «БалтИнфо», что приговор будет обжалован. «Шесть лет – это уже чересчур», — сказала она.

Источник: БалтИнфо