Илья Горячев
Руководитель группировки БОРН Илья Горячев признан виновным по всем пунктам.

В Мосгорсуде завершилось рассмотрение дела предполагаемого лидера Боевой организации русских националистов (БОРН) Ильи Горячева. Присяжные признали его виновным по всем пунктам, без какого-либо снисхождения. Обвинение строилось на показаниях двоих уже осужденных ранее националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис. Расследование и судебное разбирательство по делу основателя националистической партии «Русский образ», экстрадированного из Сербии в 2013-м, окружено множеством странностей, последняя из которых — исчезновение одного из присяжных по дороге в суд. «Лента.ру» проанализировала события, происшедшие под занавес громкого процесса, и его итоги.

По полной программе

14 июля в Мосгорсуде огласили вердикт коллегии присяжных заседателей, согласно которому Илья Горячев признан виновным в организации серии убийств, незаконном обороте оружия, создании и руководстве экстремистской бандой БОРН.

Перед присяжными поставили в общей сложности 26 вопросов. Последний из них о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. И только на этот вопрос ответ был отрицательный.

Обсуждали судьбу Горячева менее трех часов, из-за чего в Twitter подсудимого появился язвительный комментарий:

«Итого, у присяжных на решение каждого вопроса ушло по 2-3 минуты. Ровно столько, сколько надо, чтобы переписать заранее заготовленные ответы».

После оглашения вердикта итоги делу подвели и в Следственном комитете России (СКР).

«Следствием и судом установлено, что в середине 2008 года в городе Москве Илья Горячев, Никита Тихонов и другие лица, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов, руководствуясь мотивами идеологической и национальной ненависти и вражды, создали экстремистское сообщество и устойчивую вооруженную группу, назвав их «Боевая организация русских националистов»», — сказано в пресс-релизе, полученном редакцией «Ленты.ру» из ведомства.

Среди жертв экстремистов — федеральный судья Эдуард Чувашов, адвокат Станислав Маркелов, журналистка Анастасия Бабурова, антифашисты Федор Филатов, Илья Джапаридзе, Иван Хуторской, граждане Расул Халилов, Сосо Хачикян и чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев.

Еще двоим удалось пережить встречу с борновцами: гражданину Рамазану Нуричуеву и московскому участковому милиционеру Гагику Беняминяну.

В апреле в Мособлсуде были осуждены члены экстремистской группировки и непосредственные исполнители вышеперечисленных убийств: Алексей Коршунов, Михаил Волков, Максим Баклагин и Вячеслав Исаев. Тогда все, кроме Волкова, получили пожизненные сроки. Ранее такое же наказание назначили их руководителю Никите Тихонову. Именно он до начала нынешнего процесса считался единоличным главарем банды.

Горячева долго и планомерно привязывали ко всем преступным эпизодам. Хотя прямого участия в убийствах, как в случае с Тихоновым, ему не инкриминировали, только пособничество и удаленное руководство.

«Именно Горячев поручил Тихонову совершить убийство адвоката Станислава Маркелова, к которому он испытывал идеологическую ненависть и вражду в связи с осуществлением им своей профессиональной деятельности по уголовным делам по защите прав потерпевших, придерживающихся антифашистских взглядов», — подчеркивает официальный представитель СКР Владимир Маркин.

В деле лидера БОРН содержатся доказательства, добытые оперативным путем. Есть записи телефонных переговоров Тихонова и Хасис, где Горячев фигурирует под позывным Студент. Сведения о том, что Тихонов хранил у Ильи дома оружие. В компьютере Горячева обнаружились данные на некоторых жертв борновцев. А еще Илья как-то фотографировался с боевой миной.

Однако, по мнению стороны защиты, обвинение построено лишь на показаниях Никиты Тихонова и его жены Евгении Хасис, которые Илью могли оговорить из-за давления правоохранителей или из мести за то, что ранее допрос Горячева лег в доказательную базу по делу Тихонова.

Примечательно, что адвокаты рядовых членов БОРН в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» после оглашения приговора в Мособлсуде отметили, что их клиенты фактически осуждены за свои же собственные показания, которые они дали в ходе расследования, рассчитывая на снисхождение. Один из защитников подчеркнул, что, в отличие от остальных членов группировки, Юрий Тихомиров избрал тактику молчания и в результате был оправдан присяжными.

Чуть не успел до весны

По данным осведомленного источника «Ленты.ру», знакомые и единомышленники Горячева после начала кризиса на Украине уехали на Донбасс, где выступают на стороне самопровозглашенных республик, либо поддерживают их из России. Он также отметил, что и сам Илья несомненно выступил бы на стороне пророссийских сил юго-востока Украины. И возможно, его имя значилось бы среди героев ополчения, а не особо опасных преступников.

«Запрос на державную идею появился значительно раньше «Русской весны» 2014 года в Крыму, «Русский Образ» в 2008-2009 годах и имел поддержку, потому что тогда уже говорил то, что сейчас говорит телеканал «Россия»», — отметил Горячев в последнем обращении к присяжным.

Но здесь не все так просто. Известно, что российские правые раскололись из-за войны на Донбассе. Многие из русских националистов тесно связаны с украинскими правыми, а также националистическими организациями Западной Европы. И этот союз они ценят больше, чем связь со своим государством и своим же народом.

Горячев как раз активно развивал связи с правыми партиями других стран и имел там немало друзей. Источник «Ленты.ру» подчеркнул, что контакты с украинскими националистами Горячев использовал бы для того, чтобы переубедить их выступать на стороне Майдана. Однако, учитывая, что организации, подобные запрещенному в России «Правому сектору», стали не просто союзниками, а главной движущей силой украинского госпереворота, в возможность их переубеждения верится с трудом. А вот перспектива обратного влияния на русских наци, мечтающих о революции на родине, кажется весьма реальной.

Ответа на вопрос, какова была бы роль Ильи Горячева в украинском конфликте, мы уже не узнаем. «Русской весны» он на свободе не дождался. 8 мая 2013 года его задержали в Белграде и в ноябре того же года экстрадировали в Россию.

Ирландские мотивы

Илья Горячев был основателем и одним из руководителей вполне легального националистического движения «Русский образ», хотел развивать его в качестве партии, планомерно двигаясь к власти, заводил связи во властных структурах.

БОРН и «Русский образ» существовали параллельно. По мнению Евгении Хасис, такова была задумка Горячева, управлявшего и той, и другой структурой.

«Горячев предложил использовать европейский опыт, в частности, опыт ИРА, где существуют легальное и нелегальное крыло. Легальное крыло отстаивает интересы, к которым путем террора и насильственных действий призывает нелегальное крыло», — цитирует судебные показания Хасис ТАСС.

Горячев в свою очередь проявил в суде немалую осведомленность в истории ирландского протестного движения, цитировал стихи по данной тематике. Утверждения Хасис он опроверг, сравнив себя с президентом Ирландии Де Валера, отказавшимся от союза с создателем Ирландской республиканской армии Майклом Коллинзом, под которым следует, видимо, понимать Никиту Тихонова. Оба ирландца, как и Илья с Никитой, были друзьями и лишь потом разошлись из-за разных взглядов на способы освобождения родного края от английской оккупации.