Беата Цшепе
Адвокаты главной обвиняемой по делу NSU отказались от участия в процессе.

С просьбой освободить их от дальнейшего участия в процессе по делу правоэкстремистской группировки «Национал-социалистическое подполье» (NSU) обратились назначенные ранее судом три адвоката. Как сообщает в понедельник, 20 июля, агентство AFP, в связи с этим высший земельный суд Мюнхена прервал заседание до принятия решения по запросу защитников. Если просьбу адвокатов удовлетворят суд вынужден будет начать рассмотрение дела заново, отмечает dpa.

Представительница суда пояснила, что заявители должны представить детальное обоснование своей просьбы. Она напомнила, что год назад суд счел неправомерным отказ главной обвиняемой на процессе Беате Цшепе (Beate Zschäpe) от услуг своих троих адвокатов «из-за утраты к ним доверия». Наблюдатели отмечают, что между обвиняемой и ее адвокатами уже давно возникли трения.

Мюнхенский судья отказал в ходатайстве трех общественных защитников об освобождении их от своих обязанностей представлять защиту Беате Цшепе, единственного выжившего члена крайне правой организации «Национал-социалистическое подполье» (НСП).

Напомним, что 40-летняя Цшепе предстала перед судом по обвинению в причастности к террористической кампании, в результате которой были убиты восемь турецких иммигрантов, один гражданин Греции и офицер немецкой полиции. Только в 2011 году, через четыре года после последнего убийства, преступления были связаны с неизвестным ранее НСП после проведенного по всей Германии расследования. Два других члена группы – Уве Мундлос и Уве Бёнгардт – погибли в очевидном убийстве-самоубийстве после неудачной попытки ограбления банка, с помощью которого они финансировали свою кампанию.

Фрау Цшепе взорвала свое последнее убежище и попыталась скрыться, но была задержана и находится под стражей с 2011 года. С тех пор, как в мае 2013 года под усиленной охраной в Мюнхене начался громкий судебный процесс над нею, она хранила полное молчание. В последние месяцы Цшепе направила суду жалобу, что она не имеет никакой уверенности в трех ее адвокатах, назначенных судом, и подала ходатайство об их замене. Она обвинила их в формальном подходе к защите и в утечках конфиденциальных документов в средства массовой информации. Суд отказался удовлетворить ее просьбу, но назначил четвертого адвоката в группу защиты. В понедельник три назначенные судом первоначальных адвоката – Вольфганг Геер, Вольфганг Шталь и Аня Штурм – подали свои собственные заявления об освобождении их от обязанностей адвокатов на этом судебном процессе. В последние недели участники процесса и присутствующие на нем говорили о том, что юристы и их клиент больше не разговаривали друг с другом.

После недолгого рассмотрения ходатайства суд Мюнхена отказал адвокатам, мотивируя это тем, что не смог найти формального повода для освобождения их от обязанностей по защите. Правоведы заявляют, что это решение связано с неясностью относительно того, может ли дело продолжаться с новыми адвокатами, или же удовлетворение просьбы приведет к объявлению судебного разбирательства недействительным.

«Если суд будет продолжаться с нынешним составом адвокатов, то ответчик будет иметь вескую причину для обжалования приговора, – заявил один из адвокатов, Шталь, – раз обвиняемая не была защищена на должном уровне, по крайней мере тогда, когда мы заявили, что не можем более защищать ее должным образом».

Развал судебного разбирательства будет катастрофой для немецких властей, которые пообещали сделать все, что в их силах, чтобы расследовать преступления НСП, ставшие самой длительной и последовательной кампанией убийств в послевоенной истории Германии.

Парламентское расследование в деле НСП возложило вину за то, что организация действовала без обнаружения в течение более чем десяти лет, на невиданную институциональную некомпетентность. 1000-страничный отчет указал на то, что параллельные полицейские структуры и институциональное соперничество между следователями различных федеральных земель привело к тому, что различные правоохранительные органы не делились важной информацией друг с другом, в частности, информацией о том, что один и тот же пистолет был использован во всех 10 убийствах.

Беате Цшепе стала новым лицом правых экстремистов в Германии совершенно спонтанно — после того, как оба ее сообщника одновременно покончили жизнь самоубийством. У нее черты лица, как у куклы, она жирно красит ресницы тушью и носит броские серьги. Волосы аккуратно подкрашены и до блеска обработаны феном. О ее любви к кошкам известно больше, чем о ее слабости к флагам со свастикой и к заместителю Гитлера по нацистcкой партии Рудольфу Гессу.

На суде Цшепе казалась не смущенной или испуганной, наоборот, она словно прохаживалась по подиуму под вспышки фотокамер. Соратники из среды неонацистов, разделявшие ее взгляды называют ее «горячей красоткой». И не только желтая пресса одаривает ее эпитетами вроде «плохая девочка» или «невеста террористов». От этих фраз веет аморальностью и порочностью, но одновременно — авантюризмом и эротикой.

Появляясь перед камерой в розовой футболке известного американского брэнда или заходя в зал судебных заседаний в облегающем деловом костюме, она придает правому терроризму новый имидж. Тем самым Цшепе — и не надо думать, что она делает это не специально — разрушает представления об агрессивных неонацистах со злобными минами, в куртках пилотов и высоких сапогах со шнуровкой.

Почти беспомощные выпады в сторону женщины, которая предположительно является соучастницей десяти убийств, умаляют ее вину уже заранее. Как будто не может быть того, чего быть не должно. Когда женщины не просто заботятся о своих кавалерах-неонацистах, а сами проявляют агрессию, более того, являются движущей силой при совершении политически мотивированных, отвратительных преступлений.

По материалам немецких СМИ