Гудериан и Кривошеин
«Парад победителей» в Бресте: Как советские армейцы братались с фашистам. В истории СССР, наследницей которого считается Россия, есть страницы, о которых, окунувшись в советскую ностальгию, россияне предпочитают не вспоминать.

В частности, один из таких эпизодов произошел 22 сентября 1939 года, передает depo.ua.

В этот день советские военные прошли парадом по улицам оккупированного белорусского Бреста вместе с теми самыми нацистами, которые за последние более чем 70 лет стали «постоянными гостями» страшилок российской пропаганды.

22 сентября 1939 года Брест был оккупирован сразу двумя армиями — в Бресте стояли подразделения XIX моторизованного корпуса вермахт, а затем в город вошла авангардная 29-я танковая бригада под командованием Семена Кривошеина.

Согласно секретному протоколу, Брест становился советской территорией, после чего немецкие войска должны были покинуть город.

Однако, прежде чем «расстаться», военные начальники решили устроить красивую демонстрацию советско-немецкой дружбы — провести совместный прощальный парад.

Торжества начались 22 сентября в 16.00. На деревянную трибуну в центре Бреста поднялись два командира в парадной форме: выпускник Казанского танкового училища Хайнц Гудериан и выпускник Военной академии имени Фрунзе Семен Кривошеин.

Справка Вики: Семён Моисеевич Кривошеин родился 28 ноября 1899 года в Воронеже в семье еврея-кустаря.

Прохождение подразделений, которое состоялось на следующий день, Кривошеин описал так:

«В 16.00 я и генерал Гудериан поднялись на невысокую трибуну. За пехотой прошла моторизованная артиллерия, потом танки. На бреющем полете пронеслось над трибуной десятка два самолетов. Гудериан, показывая на них, пытался перекричать шум моторов:

— Немецкие асы! Колосаль! — кричал он. Я не удержался и тоже крикнул в ответ:

— У нас есть лучшие!

— О, да! — ответил Гудериан без особой радости.

Затем снова прошла пехота на машинах. Некоторых из них, как мне показалось, я уже видел. Очевидно, Гудериан, используя замкнутый круг близлежащих кварталов, приказал мотополкам демонстрировать свою мощь несколько раз … Наконец, парад закончился».

Генерал Гудериан так описывает события в своих мемуарах:

«Как вестник приближения русских прибыл молодой русский офицер на бронеавтомобиле, сообщивший нам о подходе их танковой бригады. Затем мы получили известие о демаркационной линии, установленной министерством иностранных дел, которая, проходя по Бугу, оставляла за русскими Брестскую крепость; такое решение министерства мы считали невыгодным. Затем было установлено, что район к востоку от демаркационной линии должен быть освобожден до 22 сентября. Этот срок был настолько коротким, что мы даже не могли эвакуировать наших раненых и подобрать поврежденные танки. По-видимому, к переговорам об установлении демаркационной линии и о прекращении военных действий вообще не был привлечен ни один военный.

В день передачи Берестье русским в город прибыл комбриг Кривошеин, танкист, владевший французским языком; поэтому я смог легко с ним объясниться. Все вопросы, оставшиеся неразрешенными в положениях министерства иностранных дел, были решены выгодно для обеих сторон непосредственно с россиянами. Мы смогли забрать все, кроме захваченных у поляков запасов, которые оставались русским, поскольку их невозможно было эвакуировать за столь короткое время. Наше пребывание в Бресте закончилось прощальным парадом и церемонией с обменом флагами в присутствии комбрига Кривошеина».

Через сорок пять минут после начала парада на площади зазвучали национальные гимны. Флаг рейха был спущен, а советский солдат поднял красный флаг. Парад закончен.

В торжественной обстановке город Брест было «дружно» передано нацистской Германией в руки Советскому союзу.

Уже 24 сентября немецкие войска покинули Брест. Правда впоследствии, в 1941 году, вернулись с совсем другими намерениями.