Nachtigall. Нахтигаль

После начала немецкого вторжения в СССР, регулярные советские войска покинули город Львов без боя, однако перед отступлением, органы НКВД уничтожили без суда и следствия во львовских тюрьмах арестованных представителей интеллигенции, студентов, учеников гимназии и других заключенных. То же самое происходило и во многих других городах Советского Союза.

Всего по официальным данным в тюрьмах № 1,2,4 гор. Львова и № 3 Злочева расстреляно — 4140 заключенных.

После того, как Красная Армия покинула Львов, Организация украинских националистов вышла из подполья и стала формировать свою милицию.

Националисты, солдаты батальона «Нахтигаль», немецкие войска и обычные горожане видели виновного в лице евреев, так как последние активно сотрудничали с Красной Армией перед ее уходом.

Хотя многие советские ученые считают, что идею антисемитизма принесли немцы и именно они подстрекали украинцев на расправу с еврейскими жителями Львова.

В пользу первой версии говорит факт, что еще в 1939 году, Ярослав Стецько (зам. Степана Бандеры) публикует в канадском журнале «Новый путь» статью, где заявляет, что украинцы «первыми в Европе поняли разлагающую деятельность еврейства», и отмежевались от евреев столетия назад, сохраняя «чистоту своей духовности и культуры». Кроме того, ОУН придерживалась убеждения о еврейской сущности коммунизма.

Собственно, что же происходило с еврейским населением Львова после ухода Красной Армии?

ЛЬВОВСКИЙ ХОЛОКОСТ

Утром 30 июня милиция ОУН начала облаву на евреев-мужчин, с целью выявления сотрудничавших с советской властью. Задержанных отводили в участки, некоторых там забивали насмерть. Большое количество евреев было отправлено на принудительные работы, в том числе в тюрьмы, в которых НКВД ранее содержало и в последние дни перед отступлением советской армии расстреливало политических заключённых.

В донесении полиции безопасности и СД № 24 от 16 июля 1941 года про львовские события начала июля 1941 года говорится о похвальной активности украинского населения относительно евреев в первые часы после отступления большевиков, в том числе упоминается, что население согнало разом, издеваясь, около 1000 евреев и доставило их в захваченную вермахтом тюрьму ГПУ.

Самое большое количество евреев попало в тюрьму «Бригидки». Вот чем пришлось заниматься евреям в тюрьме «Бригидки»:

«В «Бригидках» немцы и оуновская милиция открыли подвалы НКВД и приказали евреям выносить во двор трупы сотен политзаключенных, которых советская тайная полиция убила, прежде чем бежать из Львова. Одновременно пригласили жителей Львова в «Бригидки» на опознание убитых. Перед горожанами, пришедшими в «Бригидки», предстала ужасная картина: евреи выносят из подвалов тела убитых и аккуратно раскладывают их во дворе. Ассоциативная связь между злодеянием НКВД и евреями в умах горожан была установлена; никого не смущало то, что среди убитых немало евреев — сионистов, бундовцев, коммунистов-троцкистов, расстрелянных энкавэдэшниками вместе с украинцами и поляками. Евреев, носивших тела, стали избивать. Чтобы разрядить обстановку, немцы начали расстреливать евреев прямо во дворе — «в отместку»; на место расстрелянных милиционеры приводили новых евреев.»

1 июля во Львове начался настоящий погром, в котором участвовали преимущественно украинцы — простые горожане, члены оуновской милиции, а заодно и члены украинского батальона «Нахтигаль», вступившего 30 июня в город вместе с немцами, а также поляки и немецкие солдаты. В донесении полка Бранденбург-800 отмечается, что 1 июля наблюдались крупные проявления актов насилия против евреев.

Результатом погрома была гибель к 3 июля около 4 тыс. евреев, из них одна тысяча была убита в ходе «тюремной акции» в «Бригидках» и других тюрьмах Львова. 8 июля был издан приказ о ношении евреями специальных меток с жёлтой Звездой Давида.

Согласно протоколам советской Чрезвычайной комиссии еврейское население Львова сократилось с 135 000 человек в июле 1941 года до 2000 человек к моменту освобождения города советскими войсками в конце июля 1944 года.

В первые дни оккупации евреев, подвергая при этом издевательствам и избиениям, насильно собирали на работы связанные с очисткой львовских тюрьм от трупов. Аресты евреев начались 4 июля, а расстрелы в ночь с 4 на 5 июля 1941 года. Из 2000 арестованных в течение нескольких дней было расстреляно 1600 человек, а 600 отпущено на свободу. Упоминается также о ещё одном массовом расстреле в октябре 1941 года, когда было уничтожено 3000 евреев.

БАТАЛЬОН «НАХТИГАЛЬ»

29 июня 1941 года батальон «Нахтигаль» вошёл в город Львов, за день до вступления туда подразделений вермахта. Во Львове солдатами обоих подразделений были взяты под охрану ключевые точки города — электростанция, вокзал, радиостанция, водонапорные башни и другие объекты. В то же время во Львове оказывается передовая походная группа ОУН во главе с Ярославом Стецько, которая 30 июня провозглашает создание «Украинского Государства союзного Великой Германии во главе с вождём С.Бандерой». При содействии бойцов батальона, которые несли охрану львовского радио, дважды в эфире был зачитан текст «Акта Провозглашения Украинского государства».

Причастность военнослужащих украинского батальона «Нахтигаль» к репрессиям и убийствам еврейского населения во Львове в настоящее время остаётся дискуссионным вопросом. По данным ряда историков, украинские националисты — и лично будущий руководитель УПА Роман Шухевич — причастны к убийствам и репрессиям против еврейского населения, которые начались сразу же после вступления во Львов батальона «Нахтигаль».

Необходимо отметить, что обвинения в адрес военнослужащих «Нахтигаля» были выдвинуты только в 1959 году в связи с процессом против Теодора Оберлендера, бывшего офицера этого батальона. Суд в ГДР осудил его заочно к пожизненному заключению. Но суд, прошедший в ФРГ, не нашел доказательств преступлений Оберлендера, хотя и признал, что, как минимум, часть второй роты «Нахтигаля» «перешла к актам насилия против согнанных евреев и виновна в гибели многочисленных евреев». Не говорилось о военных преступлениях «Нахтигаля» и на Нюрнбергском процессе. Также можно отметить, что в уголовных делах на задержанных солдат «Нахтигаля», занимавших позже командные должности в УПА, следствие по которым проходило в 1944−1946 годах, нет упоминаний про участие батальона «Нахтигаль» в военных преступлениях.

Однако в ряде работ приводится базовый документ ОУН, датированный маем 1941 года — инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны», в которой указывались задачи для «организационного актива на Украине на период войны», в том числе «нейтрализация жидов», причём «как индивидуально так и как национальной группы» с исключением ассимиляции.