Турки

Точное число случаев этнически мотивированного насилия неизвестно. Сбор такой информации затруднен, ведь жертвы нападений, как правило, очень напуганы, они не стремятся к огласке и редко идут на контакт с полицией, общественными организациями и СМИ. Оккупанты могут рассказать о том, что с ними произошло, но отказываются от любых письменных и публичных заявлений. И только совсем уж вопиющие случаи попадают в СМИ и становятся достоянием общественности, как, например, убийство 6 мая 2012 г. в городе Ростове-на-Дону в сквере возле Дворца спорта 19-летнего турка-месхетинца Арслана Назимова наци-скинхедами из группы «Патриот». Это редкий случай, когда убийцы были обнаружены и наказаны. 17 января 2014 г. Северо-Кавказским окружным военным судом Дмитрий Курганский был приговорен к 19 годам колонии строгого режима, Андрей Мурка — к 11 годам и 2 месяцам, Илья Самотюк — к 1 году и семи месяцам колонии — поселения. Юрий Хрущев, Владимир Иванов и Павел Деникин были приговорены к исправительным работам. 22-летний Виктор Криворучко скрывался от полиции, установить его местонахождение удалось только в июне. 27 октября 2014 года Кировским районным судом он был осужден к 2 годам и 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Насколько евреям удалось установить, самая напряженная ситуация сложилась в Кабардино-Балкарии, где межэтнические конфликты зачастую маскируются под бытовые. К таковым, например, можно отнести случай с нападением на О. из села Куян. В своем заявлении на адрес МХГ О. сообщил, что в 2014 году местные жители «наехали на него на авто», а когда он возмутился, «как все турки, живущие у нас в селе», к нему домой «пришли местные жители, устроили скандал во дворе и… выкрикивая ксенофобные оскорбления… заявили, что дают 24 часа, чтобы я собрал семью и уехал».

Если в подобных случаях мотив ксенофобии не всегда очевиден, то массовое нападение 4 июля 2013 г. на турок-месхетинцев, которые праздновали свадьбу в с. Тельман Терского района, сомнений в наличии этого мотива не оставляет. Нападение сопровождалось выкриками «убирайтесь отсюда, иначе мы сожжем ваши дома, а вас всех убьем». В результате более 20 стариков, женщин и детей получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Пострадавшие написали коллективное обращение в МХГ: «…на свадьбе часть агрессивно настроенных групп в возрасте от 16 до 30 лет в количестве около 50 человек набросились на нас с дубинками и начали бить парней, мужчин, стариков, женщин и детей. Также били и по машинам. При избиении нападавшие выкрикивали, что они хотят убивать и выселять наш народ. Есть все основания полагать, что нападавшие были заранее подготовлены. Наши женщины и дети были очень сильно напуганы, поскольку они боялись за себя и за жизнь своих детей. Если бы не приехавшие по нашему вызову полицейские, то все могло бы закончиться очень трагично. Никто из нападавших не был задержан и наказан, хотя фамилии и адреса их назывались. На следующий день некоторые из нападавших приезжали к пострадавшим, и, угрожая ножом, требовали от нас деньги. В итоге на потерпевших было оказано давление, поэтому запуганные люди не написали заявления в полицию.

Это уже неоднократно происходило, и турки считают, что это этническая дискриминация их народа. Это уже не первый случай, турки живут в постоянном страхе за своих детей и за свои семьи.

Аналогичный случай произошел весной 2013 года, когда вооруженные арматурой люди ворвались на турецкую свадьбу и избили ее участников. Нападавшие обещали «разобраться с ними окончательно после Олимпиады».

По сообщению активиста ахыска П., в сентябре 2013 г ода в одной из школ «целенаправленно, под руководством неких приехавших на машинах взрослых, избивали турецких детей… говорили, вам сюда проход запрещен» (в школе учатся 30-40 % турок, остальные — кабардинцы, немного русских ). После этого «почти половина детей — турки — месхетинцы — целую неделю c 2 по 8 сентября 20 13 года отказывались ходить в школу учиться из — за избиений и унижений…» Из Терека приезжала комиссия разбираться. Полиция не нашла национальной подоплеки в происшествии.

26 декабря 2014 г. перед зданием местной администрации и десять человек на трех машинах с битами и ножами напали на двух учеников этой школы. Один из нападавших был вооружен пистолетом. По сообщению руководителя общества «Ватан» по Терскому району Хамида Дурсунова, вооруженный нападавший приставил пистолет к виску и сказал, что ему ничего не будет. Один из пострадавших, ученик 10 класса, был госпитализирован. Нападавшие приехали в больницу и угрожали : «… если напишешь заявление, то заживо закопаем». Подросток испугался и заявления писать не стал. После случившегося отец перевел его и брата в школу в городе Майском.

Ситуация в сельских районах КБР стала столь напряженной, что многие ахыска пытаются продать свои дома и уехать, опасаясь за жизнь и здоровье.

Ахыска постоянно сталкиваются с дискриминационными и оскорбительными высказываниями в свой адрес, им постоянно норовят напомнить, что они находятся не «на своей земле». Однако сами они рассказывают о таких проблемах неохотно. Лишь после нескольких часов разговора наши собеседники говорили о том, какие оскорбления им приходится слышать со всех сторон ( «черно… размножаетесь, как тараканы» — сказано в роддоме одной из наших собеседниц, «понаехали тут… из — за вас в очереди стоим», «вы, чурки, плохо учитесь…» и т.д.) Вообще же, на фоне всего остального оскорбления как важную проблему ахыска не воспринимают.

Дискриминационные действия со стороны должностных лиц не ограничиваются обидными высказываниями и угрозами. Ахыска сталкиваются и со случаями прямого административного произвола. Например, в Кисловодске студенты были отчислены из медицинского колледжа за то, что 8 октября 2013 г. о коло 21:00 около кафе «Панорама» танцевали лезгинку, чем нарушали общественный порядок. Полицейские предложил и им разойтись. Студенты ушли, но примерно в 100 метрах от кафе их задержал другой экипаж полиции и доставил в отделение, где были составлены протоколы об административном правонарушении. 23 октября на заседании комиссии по делам несовершеннолетних им был о назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей каждому. В колледж были направлены письма. К делу подключилось Министерство здравоохранения Ставропольского края. 18 ноября пресс-служба ГУ МВД России по Ставропольскому краю сообщила, что 18 студентов Кисловодского медицинского колледжа отчислены из учебного учреждения «в связи с совершением противоправных действий». Трое студентов были отчислены по инициативе колледжа, остальные поддались на уговоры руководства и сами написали заявления «в надежде, что потом их снова примут в колледж». Однако в итоге студенты не могут восстановиться не только в данном колледже, но и в других учебных заведениях.

По материалам МХГ