Сибирь

Прокурор, бизнесмен, главарь банды и лидер радикального «Освободительного движения Сибири» — «Медиазона» рассказывает о деле Николая Небудчикова, который в начале 1990-х годов уволился из органов, чтобы собственными методами бороться с кавказской мафией, публично критиковал бывших коллег и лично прокурора Чайку, готовил вооруженное восстание и закапывал конкурентов в заповедном лесу.

В ночь на 24 ноября 1992 года из собственной квартиры в Иркутске пропал директор страховой компании «Мегарезерв» Алексей Усов. Как позже рассказывали следователям очевидцы похищения, за предпринимателем пришли двое и под каким-то предлогом уговорили его спуститься и сесть в машину. Утром 24 ноября Усов не пришел на работу, дома тоже не появился. Вечером его супруга Виолетта уже писала в милиции заявление об исчезновении.

К этому времени Алексей Усов был мертв. Похитители — 21-летний Станислав Тигунцев и 22-летний Вячеслав Торбеев — увезли его на дачу в садоводстве «Здоровье» недалеко от поселка Олха Шелеховского района Иркутской области. Там с Усовым побеседовал хорошо знакомый ему мужчина в строгом костюме, белой рубашке и галстуке, которого Тигунцев и Торбеев называли Хозяином — Николай Александрович Небудчиков.

Усов не был святым: он страховал кредиты «Кронобанка», куда обращалась принадлежавшая Небудчикову компания «Партнер ЛТД», и мог влиять на принятие решений о выдаче заема. Усов поставил директору компании условие: тот получит кредит, если половину суммы затем отдаст ему, Алексею Усову. Небудчиков дважды соглашался на схему с откатом, но полученные таким образом кредиты банку не возвращал — а значит, страховщики несли убытки. Тогда Усов рассказал о неплатежеспособности «Партнера» газетчикам, и компания Небудчикова стала терять одного клиента за другим.

Так страховщик и оказался на даче под присмотром телохранителей Николая Небудчикова. Последний предложил решение: Усов пишет явку с повинной в прокуратуру и рассказывает о том, как шантажировал предпринимателя и присваивал деньги. Напуганный страховщик согласился, но пока писал признание, стал кричать похитителям, что привлечет их к ответу. «Кончай его!» — приказал своим боевикам Небудчиков. Тигунцев накинул на шею Усова удавку, но затянуть не смог. Тогда мужчина в строгом костюме оттолкнул его и задушил похищенного сам. Несколько минут казавшийся мертвым Усов лежал на полу, но потом вдруг захрипел. Тогда Николай Небудчиков наступил ему на горло, на паркетный пол хлынула кровь. Усов больше не шевелился.

Так банда Небудчикова совершила свое первое убийство. Дачу продали, тело директора страховой компании закопали в лесу, а его вещи сожгли. Найти Усова не удалось и после смерти: «Природные и ландшафтные условия существенно изменились, что делает невозможным реальное отыскание тела Усова», — говорится в материалах дела, которое расследовалось чуть менее десяти лет и все-таки было доведено до суда.

Предстал перед судом и сам Небудчиков — бывший прокурор из Иркутской области, ставший бизнесменом и криминальным авторитетом. Свои преступления он объяснял идеологически: экс-сотрудник надзорного ведомства и его боевики должны были стать «Освободительным движением Сибири» и бороться с засильем «кавказской мафии». Под лозунгом «Освободим Сибирь от кавказцев» группировка Небудчикова устраняла конкурентов и прочих неугодных, а ее главарь писал в газеты разоблачающие представителей власти письма. Среди тех, кого «разоблачал» Небудчиков, был и Юрий Чайка — тогдашний прокурор Иркутской области и нынешний генеральный прокурор.

Дело Кулика и уход из прокуратуры

В публикациях о Чайке, в том числе появившихся в конце 2015 года после обнародования результатов расследования ФБК о сыновьях и подчиненных генпрокурора, говорится, что он и Небудчиков в конце 1980-х годов вместе работали в следственной группе, которая расследовала дело «иркутского Чикатило» — Василия Кулика. Это не совсем так: Чайка в 1987 году являлся уже первым заместителем прокурора области, курировал следствие и как раз давал распоряжение о создании этой группы. Возглавил ее известный иркутский криминалист, следователь с большим опытом Николай Китаев, а позже из Москвы был прикомандирован Иса Костоев, который участвовал в поимке Чикатило.

Имя Небудчикова в связи с делом Кулика столь громко не звучало. 33-летний сотрудник прокуратуры Иркутска так и остался одним из рядовых участников расследования, но у руководства следственной группы он был на хорошем счету. «Я с ним очень хорошо знаком, мы много лет работали вместе. О всем, что случилось с ним позже, я не стану говорить, у меня есть определенные этические обязательства. Но профессионал он очень хороший. Устойчивый психический тип, в сложной ситуации не терялся, умел сплотить группу сотрудников вокруг себя, умел убедить. Были определенные лидерские качества», — говорит о бывшем коллеге Николай Китаев.

В 1988 году суд признал Василия Кулика виновным в 13 убийствах и множестве изнасилований и приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 26 июня 1989 года.

А Николай Небудчиков , дослужившись до межрайонного прокурора, в самом начале 1990-х уволился из органов и стал, как тогда говорили, коммерсантом: в марте 1992 года он учредил фирму «Партнер ЛТД» — юридическую компанию, сотрудники которой консультировали предпринимателей в Иркутске и Шелехове, а также оказывали посреднические услуги при продаже и покупке недвижимости. Компания с начальным уставным капиталом 100 тысяч рублей быстро росла, заключала выгодные контракты, расширяла штат. Помимо собственно юридического и коммерческого отдела у «Партнер ЛТД» была служба безопасности, подчинявшаяся лично гендиректору Небудчикову.

Спецназовцы, спортсмены и беглый насильник

«Он подбирал на эту работу людей, прошедших срочную службу в десантных войсках или в морской пехоте, работавших в органах внутренних дел, или спортсменов-профессионалов. Молодые и физически сильные ребята, не имевшие гражданской профессии и не утруждавшие себя глубокими раздумьями над смыслом жизни, получали по тем уже нелегким временам очень приличную зарплату, имели под рукой служебную автомашину и подчинялись только гендиректору», — писал о созданной Небудчиковым службе безопасности журналист «Восточно-Сибирской правды» Леонид Богданов.

Один из наиболее преданных Небудчикову телохранителей — Станислав Тигунцев. В 1992 году он вернулся из армии, жил с матерью. Небудчикова, который дал ему работу, уверенность в себе и средства к существованию, Тигунцев уважал как отца и беспрекословно выполнял все его требования. Когда банду арестовали, Тигунцев едва не сошел с ума: из-за сильного потрясения он был в таком состоянии, что его пришлось на несколько месяцев поместить в психиатрическую больницу. В СИЗО Тигунцев каялся и давал признательные показания.

Начальником службы безопасности «Партнер ЛТД» был Вячеслав Торбеев — в прошлом спортсмен, отслуживший в спецназе. В группировку входил и младший брат Торбеева Сергей. Проходя срочную службу в спецназе в Подмосковье, Торбеев-младший во время отпуска приезжал в Иркутск и участвовал в «акциях» банды Небудчикова — в частности, в похищении адвоката Владимира Козыдло. Демобилизовавшись, Сергей Торбеев привез «коллегам» четыре гранаты и ходатайство для военкомата — другой «боец» Небудчикова, спортсмен Алексей Солодченко, еще не служивший в армии, тоже надеялся пройти подготовку в элитной воинской части.