выборы

Мэром британской столицы, судя по всему, впервые станет мусульманин из семьи пакистанских иммигрантов. Об этом, как передает РИА Новости, свидетельствуют данные последнего опроса общественного мнения перед объявлением результатов выборов. В фавориты гонки выбился представитель лейбористов Садик Кхан.

Согласно результатам опроса YouGov для газеты Evening Standard, он наберет в первом раунде на выборах 43% голосов избирателей. Его основной конкурент — консерватор аристократического происхождения Зак Голдсмит — 32%. Итоговый результат, согласно прогнозу, составит 57% против 43% в пользу Кхана, у которого есть все шансы сменить в кресле лондонского мэра политика-долгожителя Бориса Джонсона. В опросе, который проводился со 2 по 4 мая, приняли участие 1 тысяча 574 жителя Лондона.

Напомним схему выборов мэра, которая несколько запутана. Избирателям предстоит отдать два голоса за кандидатов из общего списка: первый — за «основного» претендента — и второй — за «запасного». Если кто-либо из кандидатов набирает простое большинство голосов (50% плюс один), то он будет считаться избранным. Иначе из общего списка остаются только два претендента, набравшие наибольшее число голосов. К сумме голосов каждого прибавляются голоса, отданные за них как за кандидата «второго выбора». Официальные результаты выборов мэра будут объявлены в пятницу вечером.

В четверг 5 мая состоялись выборы преемника Бориса Джонсона на посту мэра Лондона. Для наблюдателей любопытна схватка двух главных кандидатов — богача-аристократа из английско-еврейского клана и сына пакистанских иммигрантов — любопытна сама по себе, пишет Би-би-си.

После того как консерватор Борис Джонсон, отработав два четырёхлетних срока, решил больше не баллотироваться в мэры британской столицы, Консервативная партия выдвинула в его преемники сына миллиардера, питомца знаменитого Итона, журналиста и политика Зака Голдсмита, женатого на даме по фамилии Ротшильд.

Оппозиционеры-лейбористы ответили кандидатурой Садик Хана — одного из восьми детей супружеской пары, приехавшей в Британию из Пакистана в 60-х годах прошлого века.

На самом деле пропасти, которая может почудиться за этим кратким описанием, между Голдсмитом и Ханом нет: и британская аристократия уже не так далека от народа, и Садик Хан — не выходец из трущоб и не уличный вожак. Оба они — члены парламента, добрались, хоть и разными путями, до самого верха в политике, оба сравнительно молоды и неплохо образованы.

Опрос, проведённый за две недели до выборов социологической организацией YouGov, показал, что Садик Хан лидировал в предвыборной гонке с приличным отрывом: за него готовы были голосовать 48% определившихся с выбором лондонцев, а за Голдсмита — 32%. Если же будет второй тур, то социологи предсказывают в нём победу Хана со счётом 60:40.

Если у избирателей вдруг не изменится настроение, то Садик Хан может стать первым представителем этнического меньшинства на посту мэра британской столицы.

На пост мэра Лондона баллотируются ещё восемь человек, но им результаты опросов не оставляют почти никаких надежд на то, чтобы побороться с Ханом и Голдсмитом.

Садик Хан родился в 1970 году на юге Лондона, в районе Тутинг, который он сейчас представляет в Палате общин. Он был пятым из восьми детей пакистанских иммигрантов Амануллы и Сехрун Хан.

Его отец 25 лет проработал водителем автобуса, а мать растила детей и шила на дому. При этом Аманулла и Сехрун смогли дать хорошее образование всем своим детям, кроме одного.

В отрочестве будущему члену парламента, по его собственным воспоминаниям, приходилось убегать от скинхедов и футбольных фанатов. Неудивительно, что братья Хан занимались боксом. А Садик отдельно — ещё и самым популярным в Пакистане и Индии видом спорта, крикетом.

В Юридическом университете и Университете Северного Лондона Садик Хан, как он сам вспоминает, был очень способным студентом и потому учился бесплатно. Закончив, стал юристом, специализирующимся на правах человека.

В 2005 году, в 35 лет, Хан избрался в парламент, а затем стал первым мусульманином в правительстве Великобритании, заняв пост министра транспорта в кабинете Гордона Брауна.

Хан был одним из видных лейбористов, выдвинувших в лидеры партииДжереми Корбина. Теперь оппоненты публично подозревают его в том, что на посту мэра он будет марионеткой Корбина, но сам Садик Хан решительно заверяет, что намерен действовать самостоятельно.

Хан продемонстировал близость к народу, блестяще выдержав экзамен в видепоездки в кэбе с ведущим Би-би-си: он точно ответил на вопросы о географии Лондона и расположении станций метро. Голдсмит этот экзамен провалил, о чём чуть позже. Избиратели, судя по опросу YouGov, больше всего ценят в Садик Хане заботу о людях, а другая социологическая компания, ComRes, утверждает, что Хан в глазах избирателей выигрывает у Голдсмита прежде всего за счёт эмоциональности.

41-летний Фрэнк Закарияс Робин Голдсмит, как предполагает британская пресса, является самым богатым депутатом парламента. Его папа, миллиардер сэр Джеймс Голдсмит, умерший в 1997 году, оставил 22-летнему Заку, по неофициальным оценкам, почти 300 миллионов фунтов.

Оба дедушки Зака, Фрэнк Голдсмит и виконт Каслри, были членами парламента.

Род Голдсмитов происходит от немецких евреев, а мама Зака, леди Аннабель, в девичестве Вейн-Темпест-Стюарт — из английско-ирландского аристократического рода.

Вдобавок Зак Голдсмит женат на даме по фамилии Ротшильд. Элис Миранда Ротшильд, из тех самых Ротшильдов. А мама Элис Миранды в девичестве носила фамилию Гиннесс, потому что родилась в семье тех самых Гиннессов.

С предыдущей женой, Шехерезадой Бентли, с которой у него трое детей, Голдсмит развёлся семь лет назад. Шехерезада подала на развод из-за супружеской неверности, каковую признал и сам обаятельный Зак.

Парадоксы современности: консерватор изменяет и разводится с жёнами, а левый либерал Садик Хан с молодости и до сих пор хранит верность семье и единственной супруге.

Экзамен на знание Лондона Голдсмит провалил: он не смог за время поездки в кэбе с Би-би-си вспомнить, ни где находится Музей Лондона (хотя сказал, что вот буквально недавно там был), ни какая станция следует на центральной линии после станций Оксфорд Серкус и Тоттенхэм-Корт-Роуд (хотя заверил, что «часто» ездит на метро), ни какая команда играет на стадионе Лофтус Роуд. Возможно, Голдсмит волновался.

Учился Зак Голдсмит в разных школах, в том числе в знаменитом интернате для мальчиков, Итонском колледже, который воспитал 19 премьер-министров и бесчисленное количество других государственных деятелей Великобритании.

С воспитанием Зака Голдсмита у Итона, правда, вышло не очень удачно: в 16 лет его исключили за найденную в комнате «травку». Сам Голдсмит позже говорил, что у него в Итоне было много грехов, но вот в этом конкретном его обвинили зря: «травка» была не его.

Образование юный Голдсмит продолжил в Кембридже, но не в университете, а в частном колледже, который готовит к поступлению в университет, на чём и остановился.

В 1997 году дядя подарил Заку, с детства интересовавшемуся книгами и фильмами о природе, журнал Ecologist. Занятия экологией вкупе с происхождением в конце концов и привели Зака Голдсмита в политику.

В 2005 году он присоединился к консерваторам, а в 2010 выиграл выборы в Ричмонд Парке — этот округ на юго-западе Лондона расположен не слишком далеко от Тутинга, где вырос и избирался Садик Хан.