скажи нет расизму

Национальная галерея Дании устроила охоту на «негров» в своей коллекции. Руководство музея решило изменить названия произведений в своих фондах в соответствии с требованиями политкорректности.

Сотрудники Государственного музея искусства (Statens Museum for Kunst — SMK) выявили в каталогах галереи 13 «негров» и одного «готтентота», сообщила датская газета Politiken.

Им, по мнению столичных искусствоведов, не место в экспозиции современного европейского учреждения культуры. «Мы провели выборочную проверку нашей базы данных для того, чтобы узнать, сможем ли мы найти слова, являющиеся обидными и устаревшими. Мы нашли слово «негр» 13 раз, и мы также нашли одно слово «готтентот», – рассказал в интервью изданию главный хранитель музея Петер Нёргор Ларсен (Peter Nørgaard Larsen). Всех выявленных «негров» (neger – датск.) переименовали в «африканцев» (afrikaner – датск.) или «афроамериканцев» (afroamerikaner– датск.). Единственный найденный в коллекции датского музея «готтентот» – так голландцы называли представителей коренного населения юга Африки – тоже сменил имя.

«Наша задача описать предметы нашей коллекции настолько точно, насколько возможно и мы делаем это, используя вместо таких слов, как «негр» или «готтентот», слова вроде «африканец» и или «афроамериканец», – объяснил господин Ларсен.

Он добавил, что прежние наименования тоже сохранятся, но будут размещены на табличках под новыми. Например, портрет работы голландского живописца Карела Ван Мандера III (Karel van Mander III), известный, как «Голова негритянки» отныне будет отныне выставляться, как «Голова африканки». Не во всех датских музеях согласны с решением коллег из Копенгагена.

Не вызывает сомнений лишь их намерение сохранить прежние названия наравне с новыми. «Слово «негр» – свидетельство неравенства между людьми, что является частью нашей истории. Мы должны помнить о нём, хотя оно нам больше не нравится. Вычеркнув его из истории, мы рискуем утратить глубину исторической перспективы», – говорит заместитель директора Национального музея Камилла Мордхорст (Camilla Mordhorst).

С ней согласна директор Морского музея в Хельсингёре (Helsingør) Улла Тофте (Ulla Tofte): «Наша главная задача – собирать историю, обсуждать её и учиться у неё. Мы оказываем истории плохую услугу, когда мы вторгаемся и пытаемся скорректировать исторические названия. Это проявление исправления истории задним числом, что , по-моему мнению, неправильно. Если мы посмотрим, к примеру, на дававших имена встречавшимся им народам моряков, то они часто были расистами и сексистами. Это рассказывает кое-что о европейском взгляде на мир, и это может быть неудобно и обидно, но мы не можем искоренить это из нашей коллективной памяти. Мы, музейные работники, должны в этом стоять плечом к плечу».

Организовав переименование части своей коллекции, копенгагенский Государственный музей искусства последовал примеру голландцев. Амстердамский Рейксмюзеум (Rijksmuseum), один из самых посещаемых художественных музеев мира, провёл ревизию 220 000 тысяч произведений своей коллекции и заменил слова «негр», «готтентот» и «магометанин» в названиях всех работ, где они присутствовали. Таковых в голландском музее было выявлено 223 штуки.

Мариа Холтроп, куратор Рейксмюзеума , не видит проблемы в приведении названий произведений в соответствие требованиям времени. «Рембрандт назвал, например, «Ночной дозор» по-другому. Его оригинальное название состоит примерно из 20 слов», – напоминает эксперт.

Написанная Рембрандтом в 1642 году картина, известная во всём мире, как «Ночной дозор», была названа автором «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

Scandi