Сейран Варагян

«Нас продали с коровами и скотными дворами». Бизнесмен из-под Магнитогорска решил заложить в банке целое село вместе с жителями.

В селе Наровчатка Агаповского района зреет социальный взрыв: местный предприниматель Сейран Варагян, несколько лет назад удивительным образом ставший единственным собственником местных земель, частных домов и общежитий, намерен получить банковский кредит под залог недвижимости, в которой много лет живут местные жители — правнуки основателей поселения. Правоохранительные органы и чиновники разводят руками: по закону бизнесмен прав, а посельчане оказались на положении приживал, из милости пользующихся чужими квадратными метрами.

На самом деле ситуация в Наровчатке тянется со времен банкротства местного сельскохозяйственного ЗАО «Наровчатское», правопреемника одноименного советского совхоза. В 2005 году, как рассказывают местные жители, большей частью – бывшие работники ЗАО, на предприятии была введена процедура банкротства. Попытки спасти акционерное общество не помогли, и в итоге в 2011 году, после длительных торгов, имущество бывшего совхоза было продано с молотка за 16,8 млн рублей. Новым собственником стал Сейран Варагян, в то время учредитель и директор ООО «Агрофирма «Наровчатка».

Жители села тогда впервые столкнулись с интересным фактом: бывший совхоз, а затем ЗАО, не заключал с ними договоры социального найма жилья, и недвижимость, в которой на 2011 год обитало 117 человек, автоматически перешла в собственность нового хозяина. Варагян, по воспоминаниям посельчан, передавать жилье в муниципальную собственность отказался.

Так жители Наровчатки оказались чужими в родном селе.

«Я живу здесь всю жизнь, мои предки, переехав на Южный Урал из Тамбовской области в 1924 году, и основали село, — рассказала корреспонденту Znak.com местная жительница Надежда Кечина. – Однако вот уже несколько лет как село принадлежит Варагяну. А 10 июня этого года я узнала, что под залог моего дома бизнесмен намерен взять в банке крупный кредит. Возвращать кредит он точно не собирается, не тот человек. На власти надежды нет: вся афера с переводом жилфонда в руки Варагяна делалась в свое время с подачи Домбаева, бывшего директора ЗАО «Наровчатское», а затем главы района. Так что после оформления кредита Варагяном вся наша семья в любой момент может оказаться на улице».

С Кечиной согласны ее односельчане: по их мнению, именно «сотрудничество» Александра Домбаева и Сейрана Варагяна и привело к тому, что с молотка ушло не только имущество банкротящегося ЗАО «Наровчатское», но и формально принадлежащие ему жилые дома. Причем жители единодушно утверждают: когда-то, в 1980-90-х годах, они получили от тогда еще совхоза только голые стены и крышу. Хозяйственные пристройки, ремонт, обстановка, коммуналка – все это делали сами и всего этого в одночасье лишились. Житель Наровчатки Сергей Петров (фамилия изменена по просьбе респондента) уточняет: по «странной случайности» в частных домах, перешедших в собственность армянского предпринимателя, жили в основном экс-работники ЗАО, в свое время имевшие конфликты с Александром Домбаевым. «Ходят слухи, что дома, общежития, бывший лагерь, где в начале 2000-х размещали переселенцев из Казахстана, были отданы Домбаевым Варагяну в счет какого-то старого долга», — уточняет Петров.

За пять лет «крепостных», как с горечью называют себя оказавшиеся формально бездомными жители села, стало гораздо меньше: люди просто уезжали. По свидетельству Надежды Кечиной, на сегодня кроме их дома заселенными остаются семь «варагяновских» квартир в двухэтажных зданиях и несколько блоков в местном общежитии.

Остальные уехали сами, устав платить новому собственнику по договорам коммерческого найма.

«К нам 10 июня приходил юрист Варагяна Токарев, сообщил о решении бизнесмена заложить дом, — продолжает Надежда Кечина. – Мы спросили – как же так, ведь наших денег в дом вложено уж точно больше, чем предпринимательских. Юрист заявил: вот банк выставит дом на торги, тогда и выкупите. Или, мол, делайте самостоятельную оценку недвижимости и договаривайтесь с настоящими хозяевами о размере суммы, которую сами вложили в старый частный домик. Поэтому сегодня, 16 июня, мы все-таки отправились договариваться с оценщиком».

Обращаться во властные структуры жители села уже зареклись: с 2009 года они не раз писали в администрацию президента РФ, обращались к губернаторам – и покойному ныне Петру Сумину, и сменившему его Михаилу Юревичу. Слали жалобы в прокуратуру, ждали помощи от уполномоченных по правам человека – сначала Алексея Севастьянова, потом Маргариты Павловой. Все бесполезно: с точки зрения закона бизнесмен прав, а все жалобы спускались по инстанциям в администрацию Агаповского района, до осени прошлого года возглавляемую Александром Домбаевым. Последний, по версии наровчатцев, ходу бумагам не давал, а суды посельчане проигрывали.