По подсчетам евреев за 10 лет в России две тысячи человек были избиты или убиты на почве ксенофобии. Сергей Строителев поговорил с приезжими, пережившими насилие.

Цвет насилия — красный, как цвет крови каждого из нас.

Как ни стыдно это признавать, ежедневно в России мигранты и беженцы подвергаются насилию со стороны местных жителей – от «случайных» толчков в транспорте и на улице до причинения серьезного вреда здоровью и даже убийства. Я решил разыскать людей из самых разных стран, которые подверглись насилию на почве расовой ненависти, и попросить их рассказать свои истории.

Франсис, 48 лет, Конго. Живёт в России 4 года

На Франсиса напали 3 года назад в Подольске. По словам мужчины, это были трое хорошо одетых молодых людей, немного говорящих на английском языке. Они подошли к Франсису поздно вечером около железнодорожной станции и спросили, не хочет ли «ниггер» сфотографироваться. Когда Франсис попросил не называть себя так, у него начали спрашивать разную чушь — любит ли он бананы, ест ли он обезьян. Молодые люди заявили, что для «ниггера» Франсис слишком хорошо одет, и попросили отдать им куртку. Когда один из них достал нож, Франсис снял куртку, после чего от него потребовали снять кофту. Франсис отказался, и двое нападавших схватили его, а третий ударил ножом в живот.

Дальнейшего Франсис не помнит — он очнулся уже в больнице, где доктор сказал ему, что с такими ранениями обычно не выживают. Уголовное дело полиция возбуждать отказалась. По совету приютившего его священника Франсис простил нападавших.

Фитсум, 32 года, Эритрея. Живёт в России 6 лет

На Фитсума напали в Перми. Молодой человек выходил из магазина с другом, когда их подозвал поговорить кто-то из стоящей рядом компании из 7–8 человек. Стоило им подойти, как Фитсума назвали обезьяной и начали драку. Другу удалось убежать, а Фитсум упал на землю, и его минут 5 били ногами, сильно повредив руку и лицо. Фитсум с благодарностью вспоминает пожилую женщину, которая пыталась остановить нападавших. В возбуждении уголовного дела Фитсуму было отказано.

Фитсум до сих пор боится ходить по улицам в России. После произошедшего он переехал в столицу, однако и там его на каждом шагу называют обезьяной. Мужчина считает, что Россия — закрытая страна, где не хотят видеть и принимать приезжих и думают, что чернокожие живут как обезьяны на деревьях. Это лишь часть проблемы: приезжим трудно найти легальную работу, им выписывают необоснованные штрафы, а из-за бюрократии сложно получать документы. Фитсум говорит, что чувствует себя в России бесправной игрушкой.

Сулаймон, 38 лет, Таджикистан. Живёт в России 13 лет

На Сулаймона напали несколько месяцев назад в московском метро, когда он возвращался с работы с племянником. Племянник сидел в вагоне напротив Сулаймона, уткнувшись в игру в телефоне, когда к нему подошёл мужчина лет 60 и начал называть мальчика «чуркой» и говорить, что «черным» не стоит шататься по Москве и спускаться в метро. Сулаймон подозвал племянника ближе к себе, но мужчина, достав пистолет, сказал, что у них обоих есть три минуты на то, чтобы уйти. Сулаймон не воспринял его всерьёз, приняв «Осу» (бесствольный травматический пистолет. — Прим. ред.) у него в руке за игрушку. Мужчина открыл огонь и ранил Сулаймона в глаз, голову и грудь. Тому удалось выхватить у нападавшего пистолет, а племянник спрятался в толпе. На ближайшей станции у дверей вагона уже ждала полиция, которая поначалу приняла Сулаймона за преступника. Стрелявшего вскоре удалось найти по описанию и пистолету, сейчас он находится под следствием; поначалу дело хотели замять, но брат Сулаймона настоял на расследовании. Нападавший пытается преподнести дело так, как будто Сулаймон атаковал его, а он защищался. Как говорит Сулаймон, свидетелей найти крайне сложно — хотя вагон был заполнен, никто не хочет давать показания.

Сулаймон читал про нападения на гостей столицы, однако никогда не думал, что сам столкнется с таким зверством. Мужчина считает, что жители столицы видят все свои несчастья в приезжих и злятся на них.

Сейчас Сулаймон ждет операцию по удалению глаза.

Мбутасала, 30 лет, Конго. Живёт в России 11 лет

На Мбутасалу напали около года назад в Москве. Около 6 вечера на выходе из метро «Арбатская» к нему подбежали двое молодых людей и со словами «Что ты тут забыл, обезьяна?» стали бить по голове. Мбутасала потерял сознание. Очнулся в больнице с разбитой головой и без вещей — оказалось, после избиения его ограбили.

С тех пор Мбутасала страдает от головных болей и вынужден каждый день принимать лекарства. Он боится ходить через скверы, старается не возвращаться домой поздно, обходит стороной компании короткостриженых молодых людей. Говорит, первое время подозревал у себя паранойю.

Он считает, что такие нападения происходят из-за необразованности, и не понимает, почему чернокожих людей называют обезьянами.

Джахангир, 27 лет, Таджикистан. Живёт в России 6 лет

На Джахангира напали 3 месяца назад в Подольске, где он работал. Около 11 вечера молодой человек шел с братом к другу, когда пара немолодых подвыпивших людей, мужчина и женщина, окликнули их, попросив сигарету. Сигарет не оказалось, и женщина со словами «чурки оборзели совсем» стала толкать молодых людей. Брат пытался увести Джахангира, но тот упорно спрашивал женщину, зачем она оскорбляет его. Мужчина в это время звонил по телефону, твердя: «Тащи биту». Вскоре прибежали ещё люди, Джахангиру проломили череп бейсбольной битой, после чего избивали несколько минут ногами. Молодой человек был госпитализирован. После нападения он уехал в Таджикистан, но потом вернулся — на родине невозможно сделать сложную операцию, которая ему предстоит.

Сейчас он жалеет, что не ушёл, а начал спорить. Джахангир не выходит на улицу после 22 вечера, а когда гуляет — все время оглядывается. Из Подольска он переехал, потому что там ему было слишком страшно.

Он хочет, чтобы нападавшие были наказаны по закону, но движения по его делу нет.