Валерий Соловей

Валерий Соловей – политолог, профессор МГИМО – в последние месяцы один из самых (если не самый) точных предсказателей перестановок в высших эшелонах российской власти.

1 августа, например, он предрек назначение Антона Вайно главой президентской администрации, а Вячеслава Володина – председателем Госдумы.

После выборов в Госдуму во власти началась масштабная ротация кадров – в преддверии, очевидно, выборов президента, проводить которые официально должны в марте 2018 года.

И тут интересно почитать предсказания Соловья последних недель:

Кадровый пасьянс

«Это резюме слухов, утечек и инсинуаций, при чтении которого надо иметь в виду два обстоятельства: стратегическое и тактическое.

Стратегическое: не решен принципиальный вопрос, проводить президентские выборы в 2018 или на год раньше и кто именно станет кандидатом № 1.
Тактическое: почти на каждую позицию имеется пара-тройка кандидатов, потому назначения, за редким исключением, отнюдь не предрешены. Плюс ситуация очень динамична.

1. Дмитрий Медведев может пойти на повышение…

2. Среди обсуждающихся кандидатов на пост премьера исключительно представители силовиков или их креатуры. Либералов нет. Кудрин якобы полностью и окончательно вычеркнут из этих раскладов…

4. Тем не менее, либеральное наполнение финансово-экономического блока правительства с высокой вероятностью в основном сохранится. Считается, что он успешно справляется с кризисными задачами…

6. В случае досрочных выборов одной из ключевых политических позиций становится должность первого зама АП, куратора внутренней политики. Будто бы переход Володина в Думу предрешен. На его место претендуют: Сурков, креатура самого Володина, кандидат силовиков.

7. ФСБ успешной борьбой с коррупцией якобы удалось отстоять свои позиции от «варяга» из конкурирующего ведомства. Но МВД в этом смысле ничего хорошего не светит…

10. До дюжины губернаторов покинут свои посты. Особенно те, которые стали серьезными раздражителями общественного мнения. Крым тоже может осиротеть».

(Об итогах выборов)

1. Победа «Единой России» очевидна и безусловна. И дело не только в административном ресурсе и прочих преимуществах власти. Голосование за ЕР – это выбор тех, кто боится будущего и не готов рисковать даже крохами настоящего. А таковых в России большинство. И всегда будет большинство.

2. Оппозиция потерпела сокрушительное фиаско. Причем не столько политико-организационное, сколько интеллектуальное и морально-психологическое. Она не смогла предложить обществу мобилизующей идеи и привлекательного образа будущего. А это значит, что Кремль лучше знает и понимает Россию.

3. Серьезное снижение явки может объясняться по-разному, но для власти вывод однозначен: она получила карт-бланш на проведение любой своей политики.

4. Однозначен вывод и для оппозиции: электоральный путь прихода к власти для нее закрыт. Что не исключает других путей.

5. Приблизительно через год в стране начнется качественно новая динамика и откроется окно возможностей. Результаты вчерашних выборов и избранный на них парламент не будут иметь ровно никакого значения».

В интервью Радио Свобода Валерий Соловей описывает политическую картину, проступающую за этой серией предсказаний, комментирует саму природу утечек из прежде очень закрытой власти и – как автор готовящейся к печати книги «Революtion! Основы революционной борьбы
в современную эпоху» – рассуждает о настроениях масс в 2017 году. Соловей смеется, когда просишь его сделать логический вывод из двух его посылок: «кандидат №1 не определен», «Медведев идет на повышение» (а какое повышение возможно для премьер-министра России?):

Их около полудюжины

– Идея досрочных выборов президента муссируется в политическом истеблишменте России с поздней весны этого года. Экономическая и социальная ситуация ухудшается, и они знают, что она ухудшается. Из-за этого было бы контрпродуктивно проводить президентские выборы в 2018 году, когда ситуация будет значительно хуже и настроения масс могут оказаться совершенно иными. Что касается того, что не Владимир Владимирович Путин пойдет на выборы, есть некоторые основания, я не могу, к сожалению, их раскрывать, по которым он, возможно, не пойдет на выборы. Есть серьезная причина, она в высокой степени правдоподобна, но я не знаю, насколько она достоверна, абсолютно точно мы пока этого не знаем. Уже сейчас в Москве обсуждаются кандидатуры людей, которые могли бы его заменить. И некоторые из фамилий были произнесены, некоторые из них создают ощущение дежавю, тем не менее они обсуждаются. Их где-то около полудюжины, 6–8 человек.

Конституцию придется править, и править быстро

– Вы можете назвать их?

– Я могу назвать, по крайней мере, одного человека, кроме того, который создает ощущение дежавю. Это тульский губернатор Дюмин. Хотя мне лично этот вариант кажется крайне малоправдоподобным. Но это если не Путин пойдет на выборы. Если действительно будут досрочные выборы, и на них пойдет Владимир Владимирович, я думаю, очень важно, что госпожа Яровая возглавила комитет Думы по конституционному законодательству. Поскольку тогда Конституцию придется править, и править быстро.

Проводить через Думу откровенно безумные законы

– Почему?

– Если мы говорим о досрочных выборах, надо, чтобы полномочия президента были досрочно прекращены. Если президент досрочно прекращает собственные полномочия, сейчас, по закону, он в выборах участвовать не может. Значит, надо вносить изменения в закон. Поскольку госпожа Яровая блестяще справлялась с тем, чтобы проводить через Думу откровенно безумные законы, и при этом пользуется поддержкой той непреодолимой силы, которая ломает все препятствия в Думе и вокруг нее, то ее предполагаемое назначение на пост главы комитета Думы по конституционному законодательству будет выглядеть очень красноречиво.

– То есть Яровая – аргумент в пользу того, что именно Путин идет на президентские выборы?

– Да.