«Вошел бы в торговый комплекс и всех расстрелял»: скинхеды готовили бойню в «Тандеме»?

«Минута славы» в суде закончилась для двоих подозреваемых неонацистов арестом — мать одного из них говорит, что сына «будто подменили»

Отправляясь под арест, один из «героев» саги об убийстве на почве расовой ненависти отказался дать оценку своим действиям, а представители следствия рассказали о проведении обысков в квартирах 70 — 80 человек. Правда, число арестованных осталось прежним, 9 человек ждут завершения расследования. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Роман Халилов и Руслан Архипов объясняли мотивы убийства.

СЛЕДСТВИЕ ПРОВЕЛО ОКОЛО 80 ОБЫСКОВ, НО ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ПО-ПРЕЖНЕМУ 9

Сегодня в Советском райсуде Казани впервые предстали перед журналистами задержанные по подозрению в убийстве африканского студента жители Казани. Ходатайство следствия об избрании меры пресечения для 19-летнего Романа Халилова и 21-летнего Руслана Архипова рассматривал федеральный судья Расим Шакирьянов.

Напомним, по версии следствия, 16 февраля молодые люди напали на африканского студента Махджуба Тиджани Хассана неподалеку от дома №1 по улице Аделя Кутуя. Подозреваемые нанесли ему 11 ножевых ударов, один из которых стал смертельным для 24-летнего учащегося на юрфаке КФУ.

Преступление вызвало общественный резонанс: в КФУ прошла церемония прощания со студентом, на панихиду собралось несколько десятков африканских студентов из разных вузов Казани, из Москвы приехал представитель посольства Республики Чад в России. Прокурор Татарстана Илдус Нафиков, через день отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сказал, что для правоохранительных органов «дело чести» найти убийцу Тиджани Хассана. А президент республики Рустам Минниханов поручил взять дело под особый контроль и назначил вознаграждение за сведения, которые помогут в поимке преступника.

В результате 6 марта, через 18 дней после убийства, предполагаемые виновные были найдены. Архипов и Халилов в содеянном признались, как и в остальных пяти эпизодах преступлений, совершенных по мотиву межнациональной ненависти. Обвинения им пока официально не предъявлены, но молодые люди могут быть причастны к нападениям на уроженцев Афганистана и Кыргызстана, а также к попытке убийства жителя Казани Ранэля Мирсаидова. Напомним, он получил 18 ножевых ранений вечером 22 февраля на улице Чуйкова и выжил только благодаря стараниям врачей 7-й городской больницы Казани. Официально правоохранительные органы тогда отвергли версию о том, что убийство африканского студента и нападение на Чуйкова связаны, однако предположение «БИЗНЕС Online» все же подтверждается. Сюда же относится и дело о поджоге Mercedes с киргизскими номерами.

Что касается резонансного погрома на Ново-Татарском кладбище в сентябре 2016 года, то сознались в нем подозреваемые или нет, пока не известно. «Есть дело, возбужденное по этому факту, им занимается другой следователь. Если необходимо, он ответит на этот вопрос», — ответил на это следователь 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по РТ Игорь Золотов.

Розыском занимались сотрудники МВД по РТ и республиканского управления ФСБ, а следственная группа была сформирована на базе СКР по РТ. Вместе с Халиловым и Архиповым сотрудники правоохранительных органов задержали еще 7 человек. По каким эпизодам молодые люди и одна девушка (все — жители Казани) проходят в качестве подозреваемых, пока не раскрывается. Неизвестно и то, идут ли они на сотрудничество со следствием. Всего же по данному делу (убийство африканского студента) обыски были проведены в квартирах 70 — 80 человек.

Как сообщил Золотов, Халилов и Архипов охотно делятся подробностями совершенного преступления. Кроме того, оба молодых человека были допрошены на месте преступления: 8 марта СК распространил видеозапись, где Халилов подробно рассказывал и показывал, где предполагаемые убийцы ждали Тиджани Хассана, как наносили удары и в каком направлении скрывались. Было очевидно, что избрание меры пресечения для молодых людей — лишь формальность, прописанная в законодательстве. Они понимали, что заключения в СИЗО им не избежать.

«ОН НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ, НАРКОТИКИ НЕ ПРИНИМАЛ»

За полчаса до начала заседания по избранию меры пресечения перед залом заседаний собралась толпа журналистов. Не доходя до них, поближе к лестнице стояла мать Халилова — Светлана Акбердина. Рядом с ней двое молодых людей — высокий парень в тонкой осенней куртке спортивного телосложения и стройная светловолосая девушка лет 20 на вид.

«Пресса? Все, что вы написали, — неправда», — заявил в лицо корреспонденту «БИЗНЕС Online» молодой человек, вероятно, знакомый Халилова. На просьбу изложить свою точку зрения на происходящее он ответил отказом и отошел в сторону. Неразговорчива сегодня была и мать Халилова. Она отказалась беседовать на камеру, лишь перебросилась с нашим корреспондентом парой фраз, из которых следовало, что ее сына «будто подменили».

«Я у него спрашиваю: „Ты хоть помнишь, как меня зовут?“ Он говорит, что да, помнит. И улыбается», — сбивчиво пересказывает она один из редких эпизодов встречи с сыном, произошедший вчера. Где и при каких обстоятельствах состоялся диалог, она не уточняет. Акбердина просит об одном — чтобы в отношении Романа провели максимально открытую медицинскую экспертизу с участием адвоката. Она уверена, что ее сын находится под воздействием каких-то внешних факторов. В ответ на вопрос «БИЗНЕС Online», не употреблял ли Роман наркотики, женщина отрицательно качает головой: «Он не пил, не курил, наркотики не принимал».

Первым в зал судебных заседаний приводят Архипова, который еще несколько лет назад был Хаелиевым, но затем поменял фамилию на более соответствующую взглядам. Молодой человек в наручниках входит в зал в сопровождении сотрудников полиции. Он одет в длинный и плотный плащ черного цвета. Примерно такой же носит во время матчей наставник лондонского «Арсенала» Арсен Венгер, с той лишь разницей, что у Архипова есть еще и капюшон, которым он почти полностью покрывает свою голову. Чтобы увидеть его глаза, в лицо подозреваемого приходится долго вглядываться. Судя по показаниям, данным на допросе у следователя, точно так же — в черную одежду с капюшонами — оба подозреваемых вырядились, когда пошли на убийство Тиджани Хассана.

Судья Шакирьянов удостоверяется в личности задержанного. Архипов родился в 1995 году, живет, по его словам, отдельно от родственников и имеет ряд незначительных заболеваний.

«С учетом того, что Архипов подозревается в совершении особо тяжкого преступления, возникла необходимость в избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, — дежурно произносит следователь Золотов. — Заболеваний, мешающих нахождению под стражей, в настоящий момент не имеется».

Сам Архипов в ответной реплике немногословен. «На усмотрение суда», — произносит он сквозь капюшон. Заболеваниями, которые помешали ему найти работу, оказались раздражения кожи и глаз.

— Где-то вы лечились? Лечение получали? — интересуется Шакирьянов.

— Да. В 2009 году.

Вопросов больше ни у кого не оказалось. Помощник прокурора Советского района Андрей Борзенков полностью поддержал ходатайство следствия. Адвокат Рустем Сафин был против ареста, настаивая на том, что его подзащитный идет на сотрудничество со следствием, а помешать расследованию никак не может. После нескольких минут перерыва судья вернулся в зал и отправил Архипова в СИЗО до 17 апреля.