Роман Халилов (слева) и Руслан Архипов (справа)

«Поясните мне как гражданину, как простому человеку – для чего, с какой целью?..»

Предполагаемых убийц студента из Африки оставили под стражей, а один из обвиняемых признался в кровавой расправе над учащимся из Индии.

«Ваше время еще придет!» — пообещал следователю и прокурору Роман Халилов, предполагаемый убийца африканского студента Махджуба Тиджани. Суд оставил его вместе с сообщником Русланом Архиповым под стражей еще на 6 суток. Тем временем, как узнал «БИЗНЕС Online», Архипов признался в другом убийстве, а следствие возбудило еще одно дело о создании экстремистского сообщества.

«ТЫ ХОТЬ ЗНАЕШЬ, ЧТО ИЗ-ЗА ТЕБЯ ВЫСОКИХ НАЧАЛЬНИКОВ УВОЛИЛИ?»

Решение суда по продлению меры пресечения в отношении подозреваемых в убийстве африканского студента КФУ Махджуба Тиджани обошлось без сюрпризов, чего не скажешь о самом процессе. Руслан Архипов и Роман Халилов по просьбе следователя СК Игоря Золотова остаются в СИЗО как минимум до 7 июня. Столь короткий срок продления заключения под стражей объясняется тем, что следствие намерено объединить в одно производство сразу несколько уголовных дел. А лейтмотивом расследования станет уже не убийство студента из Чада, а преступление, предусмотренное ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»).

Первым в стены Советского районного суда Казани накануне был доставлен Халилов, которого следствие считает организатором группы молодых радикалов. С татуировкой в виде креста на руке и в черно-синем свитере, он сидел на лавочке в коридоре под надзором двух сотрудников правоохранительных органов. «Ты хоть знаешь, что из-за тебя высоких начальников уволили?» — спросил у Халилова один из оперативников. Судя по всему, имелись в виду начальник республиканского центра по противодействию экстремизму Алексей Гарин, его заместитель Сергей Воликов и начальник казанского отделения центра Руслан Валиев, без шума покинувшие свои должности после выявления банды неонацистов. Кадровое решение, по данным «БИЗНЕС Online», принимал министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. «Что из-за меня-то?!» — возмущенно вопросил Халилов. В 3 метрах от арестанта сидела его мать Светлана. Чуть позже к ней присоединился адвокат Нияз Валетов.

Суд начался со стандартной процедуры: федеральный судья Светлана Тарханова удостоверилась в личности арестованного Халилова. Тот отвечал неохотно, а на просьбу присесть ответил отказом. «Постою», — добавил он негромко, но уверенно. Тарханова в ответ лишь развела плечами.

«МНЕ НЕЧЕГО ДОБАВИТЬ…»

Срок заключения Халилова под стражей завершался 1 июня. Тот находится в следственном изоляторе уже почти три месяца, после своего задержания и ареста 10 марта. В своем ходатайстве Золотов отметил, что Халилову было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и назвал фамилию нового участника сообщества: «В рамках расследования был возбужден еще ряд уголовных дел. Также было возбуждено уголовное дело по факту разгрома татарского кладбища, по которому привлекается Малахов. В настоящий момент предварительное следствие закончить не представляется возможным. Кроме того, необходимо выполнить ряд процессуальных действий. С учетом того, что срок заключения под стражей заканчивается 1 июня, прошу продлить срок содержания под стражей обвиняемого Халилова до 7 июня». Отметим, названный Золотовым 24-летний житель Казани Ростислав Малахов сейчас также находится в СИЗО, ранее он был дважды судим в составе экстремистских группировок.

Вопросов к следователю не оказалось ни у адвоката, ни у самого Халилова. В материалах дела — ряд постановлений о возбуждении уголовного дела. Так, список уголовных дел заметно потолстел. Кроме непосредственно убийства Тиджани, расследование пополнили эпизоды с нападением на жителя Казани Ранэля Мирсаидова, которого удалось спасти врачам 7-й городской больницы. Также в расследование было включено дело о причинении тяжких травм неким Мусоеву и Мамадову, Калыгину и Сабирову. В числе уголовных дел есть и поджог Mercedes-Benz с киргизскими регистрационными номерами. Кроме того, из материалов дела следует, что Халилов создал экстремистское сообщество, участниками которого были Архипов и Малахов. Последний, по версии следкома, участвовал в погроме на Ново-Татарском кладбище. Его мера пресечения истекает 7 июня, и в зал суда он доставлен не был. Есть в деле и совершенно новая деталь — появился четвертый фигурант, некий Аскеров. Он обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). Исходя из материалов дела, он размещал экстремистские посты в социальных сетях. Прокуратура посчитала ходатайство следствия законным и поддержала его в полном объеме.

— Действительно, мой подзащитный обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, — начал Валетов. — Но после задержания Халилов стал деятельно сотрудничать с органами полиции, следственного комитета, давать подробные показания. В общем-то, данные обстоятельства, то есть полное признание вины в совокупности с состоянием его здоровья, позволяют мне как его защитнику ходатайствовать об избрании более мягкой меры пресечения в виде подписки о невыезде или домашнего ареста.

— Халилов, есть что добавить к словам своего защитника? — поинтересовалась судья.

— Нет, нечего, — сказал обвиняемый.

Однако в перерыве судебного заседания обвиняемый был более многословен. Через минуту после того как судья покинула зал заседания, его мать хотела что-то громко и эмоционально спросить у секретаря. Вопрос был довольно жестко прерван, на что Халилов не сдержался и начал нецензурно ругаться. На защиту женщины поспешил встать прокурор, но и он получил резкий ответ. «Ваше время еще придет!» — едва ли не кричал прокурору Халилов. На вопрос, какое время, он отвечал, что все увидят. Более конструктивного диалога с молодым человеком не получалось.

Судья же через несколько минут зачитала предсказуемое постановление: меру пресечения продлить на 6 суток.

АРХИПОВ СОЗНАЛСЯ В УБИЙСТВЕ ИНДИЙСКОГО СТУДЕНТА И ПРОСИТ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ

Вторым в зал судебного заседания завели Архипова. На вопросы судьи он отвечал тихо, едва ли не шепотом.

Один из примечательных моментов: когда судья удостоверилась, что Архипов признал свою вину в совершении преступления (это следует из материалов дела), она задала арестованному еще несколько вопросов: «Архипов, не вдаваясь в доказанность или недоказанность уголовного дела, поясните мне, пожалуйста, как гражданину, как — я не знаю — простому человеку: для чего, с какой целью?.. Ведь у них есть матери, дети, братья, сестра, которые за них переживают. Сколько боли вы им причинили… Да еще так цинично». Архипов лишь опустил голову.

Его защитник, адвокат Рустем Сафин попросил изменить своему подзащитному меру пресечения на более мягкую: «Уважаемый суд, до задержания Архипов перенес операцию на оба глаза. После задержания состояние здоровья Архипова резко ухудшилось».

Кроме того, адвокат отметил, что Архипов в понедельник обратился к следствию с ходатайством о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Об этом на суде заявлял и следователь Золотов. По словам сотрудника СК, соглашение пока не заключено. Впрочем, Архипов уже признал свою вину в новом эпизоде дела, а именно в убийстве индийского студента в 2016 году. Вероятно, речь идет о 27-летнем Ясире Хусэйне Ширази, который скончался от травм головы в марте прошлого года.

Однако суд раскаяние Архипова не принял во внимание и оставил его под стражей до 7 июня.