Артур Гаджиев

СМИ: полиция расследует дело о резне в Сургуте как теракт, 10 человек задержаны.

Правоохранительные органы задержали 10 человек в связи с нападением на прохожих в Сургуте, в результате которого пострадали семь человек. Двоим было предъявлено обвинение в пособничестве терроризму. При этом ранее сообщалось, что Следственный комитет РФ завел уголовное дело не по террористической статье, а по статье о покушении на убийство.

Как сообщает радио «Свобода» со ссылкой на источники в местной мусульманской общине и собеседников, близких к следственным органам, двое задержанных, которым уже предъявлено обвинение, являются выходцами из Дагестана.

Кроме того, по информации журналистов, полицейские также задерживают всех, кто просто знал 19-летнего Артура Гаджиева, напавшего с ножом на жителей Сургута.

В частности, в ночь на 21 августа был задержан 19-летний Наимжон Икромов, который учился на одном курсе с Гаджиевым. В квартире семьи Икромова уже прошел обыск. Как отмечают журналисты, целые сутки родственники молодого человека не знали, что с ним происходит.

Позднее Икромов сообщил о том, что после задержания он подвергался пыткам. Еще через день молодого человека приговорили к 15 суткам административного ареста по обвинению в «хулиганстве».

Адвокат, представляющий интересы Икромова, объяснил это тем, что у следствия на молодого человека «совершенно ничего не было». Где находится Икромов в настоящее время, неизвестно. Адвокат опасается, что на молодого человека оказывают давление.

Ранее на этой неделе террористическая организация «Исламское государство»* опубликовала обращение Гаджиева. В ролике, распространенном аффилированным с боевиками медиацентром «Фурат», он присягает на верность главарю террористов Абу-Бакру аль-Багдади и предупреждает о грядущей атаке.

Гаджиев, в частности, обратился к «братьям», живущим «на землях неверных». Он заявил, что мусульман «убивают налево и направо» и «каждый день приходят вести о десятках убитых братьях».

19 августа вооруженный холодным оружием мужчина совершил нападение на прохожих в центре Сургута, ранив семерых человек. Прибывшие на место инцидента полицейские застрелили злоумышленника.

Тот факт, что ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство»*, в СК никак не прокомментировали. Чиновники после нападения старались применять обтекающие формулировки, чтобы предотвратить панику. Так, глава Сургута Вадим Шувалов призвал горожан «не делать скоропалительных выводов», а СМИ отнестись к ситуации взвешенно и ответственно.

Напавший на людей в Сургуте украл нож из овощной лавки

В четверг, 24 августа, также стали известны новые подробности нападения. Как сообщает «СургутИнформТВ», Гаджиев, предположительно, украл нож, с которым нападал на прохожих, из овощной лавки, которая находится во дворах на улице Бажова.

«Я слышала у девчонок там, он заехал, где овощи, и нож оттуда прихватил, говорит, где ножи, дайте нож», — рассказала продавщица Любовь Шайту. По ее словам, Гаджиев сам зашел за прилавок, взял нож и убежал.

Местные СМИ со слов пострадавших и очевидцев сообщают, что Гаджиев в черной одежде и маске сначала поджег дымовую шашку в магазине «Северный» на улице Дзержинского. Там же он успел ранить женщину, возможно, топором, который у него из рук выбил посетитель торгового центра. Из «Северного» Гаджиев побежал во дворы улицы Бажова и проспекта Ленина, где и украл нож.

Шесть из семи пострадавших в результате нападения до сих пор находятся в местной больнице. Один мужчина находится в крайне тяжелом состоянии — он получил ранение в шею, еще трое пострадавших — в тяжелом. У других двоих жертв преступника врачи констатировали удовлетворительное состояние, сообщает Newsru

Как Артурка стал террористом и пошёл резать русню.

Информацию о погибшем найти чрезвычайно трудно: он давно не пользовался страницей в сети «Одноклассники», которая предположительно принадлежит ему, как и большинство его контактов. Впрочем, Радио Свобода удалось пообщаться с его родственниками из Дагестана, а также с односельчанами из Эминхюра – села на юге Дагестана, где родился его отец Ламетулах и сам Артур. По их словам, семья Гаджиевых не была благополучной: отец пил и бил жену, в итоге она забрала ребенка и уехала в Сургут, где повторно вышла замуж, тоже за дагестанца. Ламетулах Гаджиев лет семь назад убил в пьяной драке своего приятеля и до сих пор находится на зоне.

В Эминхюре Гаджиевы показывались не часто, но Артур приезжал туда на каникулы, к тому же, как выяснила «Новая газета», 2014 год Артур отучился в Эминхюре, но потом снова вернулся на север. 9-й класс он закончил в Сургуте – в школе №22 поселка Дорожный. Директор школы Наталья Савина сказала Радио Свобода, что Артура не помнит, предложив за подробной информацией обратиться в Департамент образования. Один из учеников 22-й школы рассказал Радио Свобода, что помнит, как Артур читал рэп, другой бывший ученик охарактеризовал его как «обычного, ничем не примечательного парня», то же сказал и его дагестанский родственник. «Артур был хорошим, и я от него плохого не видел и не слышал», – написал он.

Поведение Артура изменилось, когда в 2015 году он поступил в Сургутский политехнический колледж (СПК) – популярное в городе среднеспециальное учебное заведение. Как рассказал Радио Свобода директор СПК Вадим Шутов, учиться Артур не хотел, постоянно вызывал однокурсников и преподавателей на скандалы: «Одно слово про него: дерзкий, – рассказывает Вадим Шутов. – Всем нервы трепал. Вот у нас на уроках правило, что телефоны должны быть убраны, можно доставать только по разрешению преподавателя, если нужен калькулятор. А он демонстративно не убирал, начинал вот это все: «А что? А почему нельзя? А вам какая разница?» – такие разговоры. Наушники в уши вставит и сидит. Замечание сделаешь ему, а он: «А что такое? Я же вас слушаю». Ну и самое главное, эти все приколы, комментарии, постоянные перепалки с преподавателями – и сам не учился, и другим не давал».

По мнению Шутова, одним из способов самоутверждения стала и чрезмерная религиозность Артура: «Мы его отчислили не за религиозные убеждения, но эти его убеждения тоже были проблемой. Он во время занятий мог встать, пойти читать намаз. Я маму его вызывал по этому поводу, говорил, что у нас светское учебное заведение, здесь не нужно этого». По словам Шутова, и мать, и отчим Артура в этих вопросах поддерживали руководство колледжа. Вадим Шутов пояснил Радио Свобода, что излишне религиозных учеников руководство колледжа «берет на карандаш», сообщая о них в правоохранительные органы. То же было сделано и в отношении Гаджиева – по мнению Шутова, сургутская ФСБ, должна была взять молодого человека на заметку.

Отчислили Гаджиева после первой же сессии – за неуспеваемость практически по всем предметам и за драку. Более того, когда в конце февраля 2016 года в колледже собрался педсовет, его 47 участников проголосовали за отчисление Артура при одном воздержавшемся: «Он и на педсовете дерзил, вел себя агрессивно. Я специально поднял протокол педсовета и поразился: у нас никогда такого единодушия не было, – говорит Шутов. – Обычно 10–15 человек всегда выступают против отчисления, особенно когда первокурсник – что надо дать еще один шанс и т. д. Но тут он мозг выносил всем!» По словам Шутова, родители против отчисления не протестовали: «У него куча взысканий была, мы неоднократно с родителями беседовали, никакие меры дисциплинарного воздействия не работали».