ВБазеФСБ

Роскомнадзор создаёт из Радиочастотного центра лабораторию блокировок.

Надзорное ведомство готовится к вступлению в силу новых норм по жёсткому регулированию Рунета, в частности — относительно VPN, анонимайзеров и мессенджеров.

В подведомственном Роскомнадзору предприятии ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), который сейчас отвечает за функционирование системы контроля блокировок «Ревизор», создан департамент, изучающий возможности ограничения доступа для различных интернет-сервисов, сообщил глава надзорного ведомства Александр Жаров.

Новый департамент сформирован в связи со скорым вступлением в силу новых норм о регулировании интернета, в частности — поправок в закон «О защите информации» (276-ФЗ), которые обязывают анонимайзеры и VPN-сервисы фильтровать трафик и не предоставлять пользователям допуск к заблокированным сайтам. Если же эти сервисы сами не выполняют нормы закона, то доступ к ним следует ограничить, поэтому сотрудники ГРЧЦ тренируются блокировать в том числе и анонимайзеры с VPN.

Новый департамент, по словам главы Роскомнадзора, также изучает поведение «нарушителей, пытающихся обойти блокировки и нарушить логику действия системы блокировок».

Директор по взаимодействию с госорганами компании Group-IB (работает в сфере информбезопасности) Дмитрий Буянов подтвердил, что компания очень плотно работает с Роскомнадзором, в том числе в изучении сценариев поведения нарушителей.

Глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников сообщил, что блокировка VPN-сервисов несложная — есть несколько подходов к тому, как это можно осуществить.

«Наиболее эффективный инструмент для решения таких задач — системы DPI (глубокого анализа пакетов), позволяющие выявить трафик любого приложения и сервиса, в том числе VPN и анонимайзеров», — отметил Николай Гузаков, технический директор и основатель компании rdp.ru (занимается разработкой DPI систем и систем интернет-фильтрации).

Андрей Колесников пояснил, что DPI можно использовать для автоматического выявления VPN-сервисов. Но в этом случае будет заблокировано множество полезных сервисов — например, обмен информацией между банками и их банкоматами. В этом случае последствия будут болезненными для большого количества пользователей.

Можно использовать статистическую систему блокировки, когда Роскомнадзор вносит вручную все IP-адреса запрещенных VPN-сервисов в таблицу маршрутизации. Однако ресурсы смогут оперативно менять IP-адреса и оставаться доступными для многих пользователей — провайдеры не будут успевать получать данные из черного списка. Колесников отметил, что пользователи могут также самостоятельно разворачивать личные VPN-сервисы.

Закон о регулировании анонимайзеров вступает в силу в России 1 ноября. Отраслевики и правозащитники считают его атакой на интернет-свободу.

Интернет-сервисы, между тем, могут воспользоваться опытом тех ресурсов, которые в автоматическом режиме «кочуют» по облачному сервису Amazon, и заблокировать их становится практически невозможно, сколько доменов в реестр не вноси. Для полной блокировки придётся ограничивать доступ в целом ко всему облачному сервису, что отключит массу других полезных сайтов — вполне возможно, и государственных тоже.

****************

ФСБ будет добиваться запрета анонимности в мессенджерах.

Обосновывая тем, что каналы связи через мессенджеры используют террористы, глава ФСБ Александр Бортников требует деанонимизировать сразу всех пользователей.

Директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников на совещании руководителей спецслужб и правоохранительных органов заявил, что его ведомство выступает за запрет оборота анонимных SIM-карт и анонимности в мессенджерах:

«В социальных сетях, в том числе в их русскоязычном сегменте, бандитами создаются закрытые группы, с позиций которых ведутся психологическая обработка и вовлечение в террористическую деятельность новых сторонников, сбор финансовых средств, обучение способам совершения диверсионно-террористических актов и тактике ведения боевых действий против подразделений спецслужб».

Он отметил, что члены всех выявленных органами безопасности ячеек использовали для конспиративного общения программы мгновенного обмена данными (мессенджеры), обеспечивающие высокую степень криптозащиты передаваемой информации. О том, что при этом террористы используют слова, интонации, а также кушают и спят, глава ведомства почему-то не упомянул, но не преминул в очередной раз сослаться на какой-то мифический «международный опыт в сфере информационной безопасности, в частности меры по запрету анонимности в интернет-мессенджерах, а также запрет оборота анонимных сим-карт».

Глава ФСБ, как и большинство российских высокопоставленных чиновников в последнее время, здесь «немного выдумывает». В мире правоприменительной практики по запрету анонимности в мессенджерах не существует нигде. Если силовики просто хотят выдавить из России все неподконтрольные им интернет-сервисы, преспокойно работающие в других странах, то так бы уже и говорили. Да и заниматься столь откровенным манипулированием фактами для главы такого серьёзного ведомства как-то несолидно.

Также вызывает удивление непонимание силовиками того факта, что при запрете анонимности в мессенджерах, исполняющих разумные требования мирового законодательства, они потеряют контроль над теми злоумышленниками, за действиями которых имеют возможность следить в данный момент. Все, за кем они гоняются, просто перейдут на другие, никем не контролируемые интернет-сервисы, либо создадут свои мессенджеры, — об этом не раз заявлял создатель Telegram Павел Дуров, и сложно не согласиться с ним в данном вопросе.

«Международный опыт», на который ссылается Александр Бортников, как раз состоит в том, что владельцы мессенджеров находятся с властями большинства передовых стран в постоянном диалоге, и никаких ультиматумов насчёт деанонимизации пользователей им никто не выдвигает, даже со стороны британского правительства, «прославившегося» принятием одного из самых жёстких в Европе законов, регулирующих интернет. А как наши спецслужбы «эффективно ловят экстремистов и террористов», совершенно не разбираясь в современных технологиях, можно убедиться на горьком опыте московского математика Дмитрия Богатова.

Стоит заметить, столь ошибочная, но непоколебимая позиция ФСБ и лично Бортникова относительно анонимности в интернете возникла не вчера. Летом прошлого года, сразу после принятия скандального «пакета Яровой», глава российских спецслужб заявил про «необходимость решить проблему бесконтрольности и анонимности глобального виртуального пространства, которыми активно пользуются террористы», а в июне уже этого года Бортников специально встречался с депутатами Госдумы в закрытом режиме, попросив их ускориться в принятии законов по регулированию мессенджеров и запрете VPN.

В конце сентября стало известно, что Минкомсвязь разработало проект постановления о порядке идентификации пользователей мессенджеров по абонентским номерам. Из документа следует, что мессенджер не должен будет получать согласие пользователей на осуществление идентификации. Напомним, в июле Госдума приняла в третьем чтении закон о регулировании деятельности мессенджеров.

РКС