Балтийский Авангард Русского Сопротивления

БАРС. Как монархисты из Калининградской области не захватили власть и не присоединись к Евросоюзу.

На протяжении последних девяти лет в Калининграде действовал «Балтийский авангард русского сопротивления» — движение монархистов-маргиналов, выступавших за возвращение городу исторического названия Кенигсберг. В мае троих членов БАРС арестовали — по версии ФСБ, они участвовали в экстремистском сообществе и готовили в регионе захват власти с последующим присоединением к Евросоюзу. Прослушка, внедренные агенты и трафареты с призывами к убийству Путина — «Медиазона» рассказывает об истории эпатажной организации и известных деталях уголовного дела против ее активистов.

«Наша задача — нелегальная»

29 апреля 2008 года, Калининград. У концертного зала «Россия», где скоро должен начаться концерт Бориса Мосиеева, пятеро парней разворачивают плакаты: «Долой разврат и похоть» и «Вернуть 121 статью УК РСФСР (мужеложство — МЗ)». Люди, купившие билеты на выступление певца, в недоумении проходят мимо. Из здания появляется мужчина, который ударом ноги разрывает плакат.

Полицейские ненадолго задерживают одного из пикетчиков — 19-летнего Александра Климентьева, бывшего члена движения «Наши», студента философского отделения исторического факультета Балтийского федерального университета имени Канта и лидера только что созданного движения «Балтийский авангард русского сопротивления» (БАРС).

Через месяц активисты БАРС закидают помидорами и яйцами участников постановки «Рита Шмидт Кто Угодно». Движение попросит прокуратуру запретить спектакль, поскольку он «в целом подводит к единственной мысли о недостойности русских, их веры и незаконном их пребывании на территории Восточной Пруссии».

Скандальными акциями Климентьев наконец обратит на себя внимание журналистов. Когда в одном из первых интервью у него спросят, за что выступает БАРС, юноша отчеканит: «За православие, самодержавие, народность». В той же публикации он выскажет намерение бороться с действующей властью, а на вопрос о готовности к предсказуемым последствиям ответит так: «Можно быть готовым сесть в тюрьму, но не стоит спешить это сделать».

Материал выйдет под заголовком «Наша задача — нелегальная» в мае 2008 года. Через девять лет Климентьева (к тому времени он сменит фамилию на Оршулевич) арестуют по обвинению в создании экстремистского сообщества, ставящего своей целью захват власти в Калининградской области и присоединение региона к Евросоюзу.

БАРС

В уставе БАРС говорится, что политический идеал организации — «православная самодержавная монархия во главе с Помазанником Божиим», а ее членом может стать только «православный христианин, достигший совершеннолетия, вне зависимости от гражданства и места проживания, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и давший присягу на верность Главе Российского Императорского Дома». Документ содержит более 50 пунктов, регламентирующих, например, работу Суда чести, а также два приложения: грамоту Великого собора о призвании на царство Михаила Романова и присягу на верность главе Российского императорского дома великой княгине Марии Владимировне.

Авторы устава пишут, что законодательство России нужно привести в соответствие с нормативными актами, действовавшими в 1906 году, и указами Российского императорского дома.

«Те, кто с полным сознанием разрушал священные устои России и ныне продолжает разрушительное дело коммунистов, преданных анафеме Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, должны быть наказаны по всей строгости государственных законов», — с настаивают активисты.

По словам Оршулевича, в БАРС никогда одновременно не состояло больше десяти человек, а в последнее время в организации остались только два постоянных члена — он сам и 21-летний Игорь Иванов. Глава информационной службы движения Ярослав Мирошниченко говорил, что соратники должны были платить по две десятины — в пользу БАРС и РПЦЗ. Впрочем, группа проводила и открытые собрания, куда мог прийти кто угодно, например — в нежилом помещении на улице Емельянова, где встречался с верующими священник РПЦЗ Николай Мамаев, теперь обвиняемый в участии в экстремистском сообществе.

Эти встречи, вспоминает Мирошниченко, привлекали «очень много сомнительных личностей, которые предлагали чуть ли не террористические акты делать».

Со временем небольшая группа экстравагантных монархистов привлекла внимание властей: в феврале 2011 году полиция разогнала едва начавшуюся акцию «против терроризма» (Оршулевич уточнял: протестовали против «систематического террора в отношении русского народа, проводимого большевицкими властями вот уже 90 лет»), в сентябре появились первые уголовные дела, из материалов которых выяснилось, что среди участников собраний БАРС были те, кто отчитывался перед силовиками.