Alt-Right, Альт-Правые

В ночь, когда Америка избрала Дональда Дж. Трампа президентом, 38‑летний Ричард Б. Спенсер, возомнивший себя «Карлом Марксом альтернативных правых» и мечтающий о «белой родине», с ликованием прокричал: «Теперь мы — истеблишмент!» В таком случае архитектором нового истеблишмента можно считать бывшего наставника Спенсера — Пола Готфрида, вышедшего на пенсию ученого еврейского происхождения, проживающего (не то чтобы в полном довольстве) в Элизабеттауне, штат Пенсильвания, на левом берегу реки Саскуэханна. В города, подобные этому, журналисты заглядывают во время предвыборной гонки с целью уловить политические чаяния «настоящих американцев». В Элизабеттауне находится одно из подразделений производителя сладостей «Марс», община пенсионеров‑масонов, а также колледж, в котором Готфрид преподавал, пока руководство не попросило его досрочно покинуть свой пост.

Готфрид обосновался в Элизабеттауне после смерти первой жены, решив, что семейные заботы важнее профессиональных амбиций, и повел тихую войну против республиканского истеблишмента. Так называемые альтернативные правые, которых с чем только не идентифицируют — с позициями антиглобалистов и антииммиграционных групп, лягушонком Пепе, белыми националистами, пикаперами и антисемитами, а также с растущей волной популизма правого толка, — отчасти творение Готфрида: он придумал этот термин в 2008 году вместе со своим протеже Спенсером.

Историк‑интеллектуал не похож на «консильери» (consiglieri, советник или доверенное лицо в мафиозных сообществах): круглое лицо, аккуратная белая бородка и лысина. Внешность его (глаза‑бусины за стеклами очков и то, как он, и без того субтильный, сутулится над трибуной во время выступлений) указывает на робкий и в то же время сварливый характер. В голосе его проскальзывают писклявые ноты, и вместе с тем речи его, которые несложно найти в интернете, отличаются эрудированностью и взвешенностью: он свободно переходит от темы фашистского наследия к порокам мультикультурализма и «государства терапевтического благоденствия» (therapeutic welfare state).

Готфрид не столько разрешает противоречия альтернативных правых, сколько воплощает их. Сноб‑традиционалист с классическим либеральным уклоном, называющий себя «республиканцем типа Роберта Тафта», и американский националист‑ницшеанец, он изо всех сил старается преувеличить свою «европейскость». Он одновременно выступает и против Закона о гражданских правах, и против белого национализма. Он — элитист до мозга костей и оракул того, что называют популистским восстанием. «Если бы меня спросили, что отличает правых от левых, — писал Готфрид в 2008 году, — то главное различие, которое приходит на ум в первую очередь, касается понятия равенства. Левые выступают за равенство, а правые видят в нем нездоровую одержимость».

Неравенство — основополагающий принцип альтернативных правых. Согласно их точке зрения, естественные и имманентные различия существуют не только между индивидами, но и между группами людей — расами, полами, религиями, нациями. Каждая из этих групп обладает собственными отличительными особенностями и конкурентными преимуществами; таким образом, неравенство — это нечто естественное и полезное, а равенство — неестественно, вредно и может быть установлено только силой. На практике такая точка зрения часто оборачивается убеждением в превосходстве белой расы и отвержением универсализма.

К древней идее о том, что мир устроен в соответствии с естественным иерархическим порядком, альтернативные правые добавляют новые подробности. Они проявляют нездоровый интерес к попыткам классифицировать групповые когнитивные способности — своего рода обновленная версия «расовой науки» социального дарвинизма, популярного перед Второй мировой войной, которая часто сводится к убеждению в генетическом детерминизме. Они также поддерживают концепции, которые предлагает довольно противоречивая эволюционная психология в своем стремлении объяснить поведение групп людей в терминах естественного отбора по Дарвину. Равенство в представлениях Готфрида одновременно и невозможно, и выступает своего рода гражданской религией, поэтому попытки правительства навязать его — это лишь повод для государства усилить свою мощь и влияние.

Консерваторы традиционно выступали против вмешательства государства и за свободу от государственного контроля, однако аргументы Готфрида носят более эзотерический характер и более радикальны, чем то, что вы можете услышать на партийном съезде Движения чаепития. В сжатом изложении теория Готфрида сводится к тому, что Америка — уже не республика и не либеральная демократия (эти категории утратили свое значение в результате постиндустриального взрыва бюрократических аппаратов, который превратил страну в «терапевтическое менеджерское государство» (therapeutic managerial state)). Сегодня нами управляет класс менеджеров, которые играют роль священников, скрываясь в облачении бюрократов. Эта технократическая интеллигенция оправдывает свой статус, навязывая такие прогрессивные установки, как мультикультурализм и политическая корректность, которые, точно религиозные эдикты, сталкивают между собой различные группы. По словам Готфрида, он был отлучен от мейнстрима политического дискурса за то, что отверг этот либеральный катехизис. Теперь версии тех идей, которые, как считает Готфрид, привели его к отлучению, станут новым заветом в Белом доме Трампа.

«Я усматриваю в этом частичное подтверждение своей теории, — говорил он мне о подъеме альтернативных правых за месяц до президентских выборов, — многое будет зависеть от того, что сделает Трамп, если станет президентом».

Пол Эдвард Готфрид родился в Бронксе в 1941 году, через семь лет после того, как его отец, Эндрю Готфрид, иммигрировал в Америку. Эндрю Готфрид, успешный меховщик из Будапешта, бежал из Венгрии вскоре после того, как нацистами во время июльского путча был убит австрийский канцлер Дольфус. Он предчувствовал, что Центральная Европа окажется зажата в тисках между нацистами и Советами, и решил попытать счастья в Бриджпорте, штат Коннектикут, куда семья перебралась вскоре после рождения Пола. Эндрю Готфрид открыл в Бриджпорте меховой бизнес и стал видным членом многочисленного сообщества иммигрировавших в Америку венгерских евреев.