Трое обвиняемых по делу «Балтийского авангарда русского сопротивления» («БАРС») — политзаключенные.

Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными трех жителей Калининграда, обвиняемых в рамках дела «Балтийского авангарда русского сопротивления» («БАРС»).

Александр Владимирович Оршулевич (родился 26 ноября 1988 года) обвиняется по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (создание экстремистского сообщества), а Игорь Романович Иванов (родился 17 июня 1996 года) и Александр Аркадиевич Мамаев (родился 24 декабря 1960 года) по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе). Обвиняемые находятся под стражей с 27 мая 2017 года.

По версии следствия, изложенной в постановлении о возбуждении уголовного дела, обвиняемые входили в экстремистское сообщество, целью которого являлся «насильственный захват власти в Калининградской области путем совершения ряда экстремистских преступлений, направленных в том числе на выход Калининградской области из состава Российской Федерации и ее независимое существование в составе Евросоюза». Обвиняемые собирались добиться этих глобальных целей, якобы готовясь к нанесению надписей экстремистского содержания с помощью трафаретов (по версии защиты, подброшенных в ходе обысков).

«Мемориал» изучил доступные нам материалы уголовного дела и пришел к выводу, что это уголовное дело является политически мотивированным, направленным на удержание власти субъектами властных полномочий и на недобровольное прекращение публичной деятельности критиков власти. Лишение свободы было применено исключительно в связи с ненасильственным осуществлением свободы мирных собраний и ассоциаций, мысли, совести и религии при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Лишение свободы явно непропорционально фактическим действиям, в совершении которых обвиняются Оршулевич, Иванов и Мамаев.

Следствие ведется с грубыми нарушениями, а часть доказательств может быть сфальсифицирована. По утверждению родственников, в частности жены Оршулевича Ванды, в ходе обысков и задержания силовики подкинули обвиняемым трафареты с экстремистскими надписями и баллончики с краской, при этом они не дали связаться с адвокатами. Сам Оршулевич утверждает, что после задержания ему надели на голову полиэтиленовый пакет и пытали. Право на защиту обвиняемых систематически нарушается.

Что касается Александра Мамаева (отца Николая), то защита утверждает, что он вообще не был членом «БАРСа», несмотря на то, что духовно окормлял их. Будучи иеромонахом, священником РосПЦ, он жестко критиковал РПЦ и патриарха Кирилла, что, по мнению калининградских активистов, и могло стать одной из реальных причин его преследования. С учетом того, что следствие обвинило Мамаева в том, что он якобы являлся «духовным лидером БАРС», можно утверждать, что в его преследовании прослеживается мотив прекращения законной религиозной деятельности альтернативной РПЦ церковной структуры. Следствие не инкриминирует Мамаеву и Иванову никаких противоправных действий, помимо участия в «БАРС», который являлся легальной политической организацией, и якобы подготовки к нанесению экстремистских надписей на асфальт.

Подробнее о деле:

30 января 2017 года Прокуратура Калининградской области направила на имя главы «Балтийского авангарда русского сопротивления» («БАРС») Александра Оршулевича официальное предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в котором предложила в двухмесячный срок принять организационные и практические меры, направленные на недопущение в дальнейшем нарушений закона о противодействии экстремистской деятельности. После этого Оршулевич сложил с себя полномочия руководителя «БАРС» и вышел из организации, а незарегистрированная организация весла изменения в свой устав.

Тем не менее, 27 мая 2017 года следственный отдел УФСБ России по Калининградской области возбудил уголовное дело № 11707270001370047 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.1 УК РФ («Создание экстремистского сообщества» — до 10 лет лишения свободы) в отношении местного националиста Александра Оршулевича. Ему инкриминировали организацию деятельности экстремистского сообщества, которым и был объявлен «БАРС». По версии следствия, изложенной в постановлении о возбуждении уголовного дела, «целью создаваемого экстремистского сообщества Оршулевич А.В. определил насильственный захват власти в Калининградской области путём совершения ряда экстремистских преступлений, направленных в том числе на выход Калининградской области из состава Российской Федерации и её независимое существование в составе Евросоюза».

Помимо Оршулевича были задержаны Игорь Иванов, являвшийся председателем «БАРСа» с 18 февраля 2017 года, и Александр Мамаев (отец Николай), священник Российской православной церкви (РосПЦ, также известна как РПЦЗ). В их отношении тоже была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе» — до 6 лет лишения свободы).

В постановлении о возбуждении уголовного дела о них сказано, что «к участию в деятельности в экстремистском сообществе Оршулевич А.В. <...> привлек в качестве прочих лиц ранее знакомого ему жителя Калининградской области Мамаева А.А., осведомленного об указанных целях и задачах организации, который дал на это свое согласие и в последующем активно участвовал в «БАРС» в качестве духовного наставника. Кроме того, Оршулевич А.В. <...> привлек к участию в экстремистском сообществе жителя Калининградской области Иванова И.Р., осведомленного об отмеченных выше целях и задачах организации, который дал на это свое согласие и в последующем активно участвовал в «БАРС», в том числе в качестве заместителя Оршулевича А.В.».

26 августа 2017 года у руководителей отделения «Открытой России», партии «ПАРНАС» и штаба Алексея Навального в Калининградской области в рамках дела «БАРС» прошли обыски. В настоящее время 5 человек проходят по этому делу в качестве свидетелей, но пропагандистские СМИ пытаются связать их с «БАРСом». Так телеканал РЕН ТВ заявил, что «представители организации известны своими радикально-националистическими взглядами и являются так называемым боевым крылом калининградского отделения «Открытой России»».

27 сентября 2017 года был задержан житель города Балтийска Калининградской области Никодай Сенцов. 29 сентября в его отношении Центральный районный суд города Калининграда избрал меру пресечения в виде содержания под стражей. По сообщениям СМИ Сенцову инкриминируют участие в «БАРС», также его обвиняют в хранении якобы боевого оружия. В настоящее время ПЦ «Мемориал» не располагает достаточной информацией о деле, однако известно, что Сенцов отрицает своё членство в «БАРС» и заявляет, что не разделяет идеологию этой организации, хоть и знаком с некоторыми её участниками, а а всё изъятое у него оружие является охолощенным (Сенцов является реконструктором).

Основания признания политзаключёнными

Уголовное дело было возбуждено на фоне непрекращающейся с весны 2014 года антиукраинской кампании в государственных средствах информации и в высказываниях официальных лиц, занимающих высшие руководящие должности в Российской Федерации. Одной из составных частей данной кампании является возбуждение уголовных дел против граждан, публично выражающих позицию по происходящему в Украине, отличную от официальной, или каким-либо образом связанных с Украиной. С нашей точки зрения, именно в свете упомянутой выше антиукраинской кампании и следует рассматривать уголовное дело в отношении предполагаемых членов калининградской националистической монархисткой организации «БАРС», занимавшей последовательно антивоенную позицию. Насколько можно судить, российские власти особенно нетерпимо воспринимают «проукраинскую позицию» в среде участников националистического движения. При этом ярко выраженный оппозиционный характер деятельности «БАРС», сотрудничество данной организации с другими оппозиционными организациями, её участие в антипутинских акциях, а также требования проведения декоммунизации и переименования города в Кёнигсберг, очевидно, раздражали региональные власти и ФСБ.