Рецензия на фильм «Черный клановец»: пропагандистская комедия с Адамом Драйвером и сыном Дензела Вашингтона. В прокат вышел фильм Спайка Ли об Америке 70-х.

Если фильм участвует в программе Каннского фестиваля, это ему придает особый шарм. Если фильм получает приз этого киносмотра, он заведомо считается «шедевром». Обладатель Гран-при Канн «Черный клановец» — вовсе не шедевр, но смотреть его все-таки надо, ибо… много ли вы знаете комедий на расовые темы?

Режиссер Спайк Ли почти тридцать лет назад снял байопик «Малкольм Икс», о жизни и трагической судьбе известного борца за права афроамериканцев в США черного мусульманина Малкольма Икса. Попутно высказался на тему чёрного расизма и способности людей эволюционировать и пересматривать свои взгляды в сторону политкорректности и толерантности. Роль Малкольма досталась Дензелу Вашингтону, и во многом благодаря его игре картина была включена в Национальный реестр фильмов – то есть лент, которые надо бережно хранить как величайшее культурное достояние. Прошли десятилетия, и вот Спайк Ли снова снимает фильм на схожую тему и на одну из ролей берет сына Дензела Вашингтона – Джона Дэвида. Итак, о чем кино?

Америка 70-х, недавно убиты Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс, белые националистические дивжения, в том числе ку-клус-клановское, весьма популярны. По сюжету (а он основан на реальных событиях) в архив полиции Колорадо-Спрингс устраивается на работу чернокожий парень – впервые за историю ведомства. Не все в восторге от этого, коллеги то и дело подтрунивают над молодым человеком по имени Рон Столлуорт. И то ли от безделия, то ли от желания доказать, что он чего-то стоит, Рон звонит в ку-клу-скановскую организацию и, представившись фанатом идеи «белой Америки», втирается в доверие к ее руководителю Дэвиду Дюку. План у Рона амбициозный: он будет разводить ку-клу-склановцев на откровенные беседы по телефону, а на личные встречи и сходки националистов будет в качестве «крота» ездить белый сотрудник полиции Флип. Цимес ситуации заключается в том, что Флип – еврей, и знаком с националистическими проблемами не понаслышке. Флипа играет Адам Драйвер, и для этого актера, появлявшегося до того в кадре с вечно постным лицом, комическая роль стала настоящим прорывом.

«Черный клановец» напичкан неполиткорректными расовыми шуточками, «прилетает» всем – и белым, и черным, и евреям. Спайк Ли показывает и собрания афроамериканских антибелых расистов, и заседания ку-клу-склановцев: риторика, пафос, одинаковые, даже жест рукой, похожий, на фашистское приветствие, один и тот же. Понятное дело, режиссер якобы пытается сказать, что любой национализм отвратителен. Но… черных он все-таки изображает как борцов за свободы, а белых ку-клу-склановцев – мало того что как шовинистов, но и еще как террористов. Герои-полицейские узнают, что люди Дэвида Дюка готовят теракт против активистки черного движения и пытаются ему противоборствовать.

И вот тут внимательный зритель начинает ерзать в своем кресле. Потому что фильм основан на книге этого самого черного «крота» Рона Столлуорта, а в ней он ни о каком теракте и ни о какой своей подружке-революционерке не писал. Для чего же режиссеру понадобилось так сгустить краски? Ведь на самом деле организация Дэвида Дюка терактами не промышляла, скорее – националистической демагогией, поэтому-то и сел Дюк в тюрьму только в 2015 году – на 15 месяцев и не за убийства, а за мошенничество и неуплату налогов. Он жив и сегодня и даже не очень стар – всего-то 68 лет. Националист, который в последние годы стал яростнынм антисемитом, успел поучаствовать в выборах в Сенат и на пост губернатора Луизианны. Кстати, в книжке Столлуорта его напарник Чак (а не Флип) вовсе не был евреем. Так для чего Спайк Ли «слегка» сутрировал реальный сюжетец?

К «Черному клановцу» можно было бы отнестись просто как к действительно забавной комедии на остросоциальную тему или байопику, если бы не претензии режиссера на обобщения. В финале фильма появляется красно-бело-синий американский флаг, который перекрашивается в черно-белые цвета; звучат речи нынешнего президента США о том, что Америке надо вернуть былое величие, а также мелькают документальные сцены из Шарлоттсвилля, где в 2017 году белые расисты, включая современных ку-клу-склановцев, устроили беспорядки. Приговор Спайка Ли недвусмысленен: президент Трамп — расист, который потворствует подобным националистическим проявлениям, его надо гнать взашей… И вот в этот момент кино лично для меня рушится. Потому что когда ты рассказываешь реальную историю, но при этом укладываешь ее в прокрустово ложе собственных политических взглядов, в итоге получается … пропаганда. Жаль, что этого не захотело понять жюри Каннского фестиваля.

Вокруг