NS/WP

«Фашист сказал, что они готовят резонансные преступления, о которых скоро заговорят все»

Учили делать коктейль Молотова, звали в «белые патрули»: что сообщил о казанских «неонацистах» секретный свидетель

«С этого можно получать доход, есть целые группы, которые помогают деньгами», — так, по словам свидетелей, завлекали к себе предполагаемые убийцы африканского студента КФУ Роман Халилов и Руслан Архипов. На скамье подсудимых еще двое парней. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», под свою идеологию обвиняемые разработали и «спецодежду» — бомберы и кроссовки определенной фирмы.

«С этого можно получать доход»

В Верховном суде Татарстана после двухнедельного перерыва продолжились слушания по делу «казанских неонацистов». На скамье подсудимых четверо: Роман Халилов, Руслан Архипов, Ростислав Малахов и Адель Аскаров. По версии следственного комитета и МВД, четверка причастна к ряду резонансных преступлений на почве межрасовой и межнациональной ненависти, самое громкое из которых — убийство в феврале 2017 года приехавшего из Чада студента КФУ Махджуба Тиджани. Суд проходит с участием присяжных заседателей. До этого присяжные успели выслушать рассказы нескольких жертв нападений, в том числе 24-летнего Ранэля Мирсаидова и 43-летнего Улана Сабирова. Оба чудом выжили, оба указали на след подсудимых. Cлушали свидетельские допросы.

Первым вызвали секретного свидетеля обвинения — его личность держится в тайне, а фигурирует он под вымышленной фамилией Соколов. Свидетель объяснил меры предосторожности: он боится, что на него «нападут и покалечат». Его голос доносился из динамиков и был изменен. Он рассказал, что встречался с одним из обвиняемых — Малаховым (до смены имени — Петр Ермолаев) в 2016 году, когда тот освободился из мест лишения свободы: «[Малахов] мне предлагал вступить в группу… Нападать на чернокожих, на арабов, выставлять „белые патрули“ (по версии обвинения, кодовое название „силовых акций“ — прим. ред.). Про убийства приезжих говорил. Он убеждал, что надо [вступить в группу], а я отказывался». Под «группой» Малахов подразумевал еще двоих ныне подсудимых — Халилова и Архипова, которых свидетель знает по прозвищам Пуф и Автоном. У Малахова же было прозвище Фашист. А вот название группировки свидетель назвать не смог.

Малахов, продолжил свой рассказ из тайной комнаты свидетель, объяснял необходимостью избавления от «приезжих» тем, что они нападают на «наших русских девушек», «засоряют общество, мешают русской нации, их надо убивать, и просто чтобы их не было на этой земле». Нападать предлагали «чем под руку попадется», также объяснили, как делать «коктейль Молотова», правильно использовать ножи и кастеты, а после — как «бонус» — забирать у жертв деньги и телефоны. Каждую акцию Малахов и Ко якобы тщательно планировали.

По словам свидетеля, именно Малахов был идеологом группы, занимался «рекрутингом». В очередной раз свидетеля агитировали вступить в группу в августе 2016 года. Причем в весьма романтичной обстановке: в День города и республики, у «Чаши» на берегу Казанки и под звуки праздничных салютов. «С этого можно получать доход, так как есть целые группы людей, которые помогают деньгами для совершения «акций», — убеждал, по словам свидетеля, Малахов. Предложения возобновились в феврале 2017 года. Тогда Малахов якобы рассказал, что группа уже совершила несколько акций и даже убила человека. «Я понимал, что он не просто хвалится, а говорит правду, — заявил свидетель. — Я понял, что они творят ужасные дела».

выходцы из футбольной тусовки, друзья оппозиции «правого толка»

Следующим допросили 26-летнего Павла Батуева.Он был в первоначальном списке подозреваемых по делу об убийстве африканского студента и даже задерживался в один день с Халиловым и Архиповым в марте 2017 года, но после дачи показаний его отпустили. Показания стукача Батуева оказались весьма ценными: на их основе в отношении Малахова возбудили дело о погроме на Ново-Татарском кладбище. Впрочем, эти подозрения в итоге развалились — не хватило доказательств.

Малахов и Батуев познакомились еще в 2010 году в среде футбольных фанатов, общались и с «оппозиционной молодежью» — группировками «правого» и «левого» толка. Новый толчок общению дала случайная встреча в 2016 году. Батуев рассказал, что учился на стоматолога и пообещал Малахову помочь с зубами. Тот через некоторое время якобы начал приглашать Батуева в свою группировку, но получил отказ. «Все, я отошел от этой темы, больше не встану на преступный путь», — заявил ему Батуев.

Важно отметить, что он прекрасно понимал, о чем идет речь: в суде выяснилось, что свидетель ранее был судим за участие в экстремистском сообществе, но знал, что группа во главе с Автономом (Архиповым) действует в Казани. «Малахов сказал, что уже примкнул к этой группировке и что они готовят резонансные преступления, о которых скоро заговорят все», — сказал Батуев.

Свидетель рассказал, что «неонацисты» собирались в заброшенном здании на улице Гаврилова, изнутри помещение изуродовали свастикой и надписями про евреев и полицейских — все это для «пиара» их группировки NSWP (национал-социализм «Белая сила»). Пообщаться же участники группы собирались в одном из ТЦ в центре города и у «Чаши».

«Легко распознать человека, когда знаешь, как он одевается»

Далее допросили 20-летнего Айрата Гиниятова. Он рассказал о «субкультуре», в которой варились подсудимые, например, как одевались члены националистических группировок. «Легко распознать человека, когда знаешь, как он одевается», — отметил свидетель. У кого-то отличительной чертой были поясные сумки, кто-то носил куртки-бомберы с полурасстегнутым воротником, сочетая с кроссовками New Balance. В подобном стиле, утверждал Гиниятов, одевались и Малахов с Архиповым.

С Пуфом (Халиловым) Гиниятов познакомился в 2015 году. При этом свидетель якобы знал, что Халилов был приверженцем национал-социалистической идеологии. Круг общения Халилова был довольно обширным, но ближе всех тот, по словам свидетеля, был с Архиповым. Уже тогда было понятно, кто «авторитет». Еще в 2015 году, по словам Гиниятова, Халилов вел активную агитационную работу, призывал вводить вышеупомянутые «белые патрули», носить с собой перцовые баллончики и ножи. Оружие нужно было для «самообороны от лиц неславянской внешности». Причем мастерство «самообороны» якобы оттачивалось: Халилов и его друзья, по словам свидетеля, тренировались в лесу, у них даже были арбалеты. Гиниятов утверждает, что видео тренировок публиковали в интернете.

Когда у его знакомых появилась идея создания группы, то Гиниятов якобы уже отошел от «субкультуры». От Халилова свидетель узнал, что тот ходил в «белый патруль». А в 2017 году, после прогремевшего на всю Казань убийства африканского студента, Гиниятов случайно встретил Халилова в центре города и спросил, кто убил африканца. Тот загадочно улыбнулся. Непроясненным для свидетеля оставался вопрос о том, как его, татарина, хотели принять в эту группу, если ее участники негативно относились к лицам с неславянской внешностью.

Допрос Гиниятова вызвал у Халилова, до этого безучастно сидевшего на скамье подсудимых, бурю эмоций. Он даже поинтересовался, какой сейчас фирмы на нем свитер. Гиниятов собрался было смотреть бирку, но парня остановил судья. «А у вас имеются наколки националистического характера?! Или вы их свели, когда все это (задержание подсудимых — прим. ред.) началось?» — озлобленно бросил Халилов в сторону свидетеля. На внешней стороне обеих ладоней (там же, где и у Халилова) у Гиниятова и вправду были татуировки. Что они означают, судья выяснить не дал.

На этом процесс прервали.

Анастасия Гусева