Познань, западная Польша. В соседних государствах наслышаны о росте националистических настроений и популярности ультраправых партий в этой стране.

Впрочем, сегодня то же самое происходит во всем мире. Можно ли сказать, что ситуация в Польше особенная?

«Конечно, не хотелось бы говорить о Польше как о стране, где уличные драки между левыми и правыми — обычное дело. Но, к сожалению, такие схватки — здесь действительно не редкость. Хотя речь не идет о больших группах активистов, их деятельность привлекает всеобщее внимание. В частности, стоит отметить знаменитое движение с вековой историей «Всепольская молодежь»», — говорит корреспондент Euronews Лешек Каблак.

Это ультракатолическая националистическая организация. Хотя она была основана почти сто лет назад, чтобы привлечь новых членов, ее лидеры зачастую прибегают к современным средствам коммуникации. Их видео и публикации то и дело удаляет администрация Facebook. Amnesty International и ООН не раз обвиняли движение в гомофобии.

Мы спросили у лидера «Всепольской молодежи», почему его организация против членства страны в ЕС, тогда как 91% поляков — «за».

«Мне не очень нравится ЕС, — признается Земовит Пшебитковский: Я лично и другие члены нашего движения считаем, что Евросоюз уже совсем не тот, что был в начале. Сегодня это что-то вроде сверхдержавы. Ну, он пытается ей стать. Но мы считаем, что Польша должна выйти из Евросоюза. ЕС навязывает либеральную идеологию».

В частности, по словам активиста, очень много европейских денег — более 40 млрд евро — идет на поддержку представителей ЛГБТ-сообщества. А у членов движения к ним особая неприязнь. Они угрожают тем, кто принимает участие в демонстрациях за права гомосексуалов, и уже не раз переходили к насилию, закидывая манифестантов бутылками и камнями.

Земовит Пшебитковский: «Я их не ненавижу. Я не могу ненавидеть кого-то только за то, что он болен, что у него психическое расстройство».

Винсент МакАвини, корреспондент Euronews: «Вы считаете, что это психическое расстройство?»

Земовит Пшебитковский: «Конечно. Все исследования говорят о связи между гомосексуальностью и педофилией».

Винсент МакАвини: «Таких исследований нет».

Земовит Пшебитковский: «У 30% педофилов есть и гомосексуальные связи».

Винсент МакАвини: «И все же у 70% — по вашей же статистике — связи гетеросексуальные. Но все это не так. Вы путаете педофилию и гомосексуальность. В ЕС не борются за права педофилов. А представители ЛГБТ-сообщества выступают за уважение права на вступление в связь по обоюдному согласию исключительно для взослых».

Земовит Пшебитковский: «Вы очень политкорректны, тогда как факты…»

Винсент МакАвини: «Нет никаких научных доказательств ни того, что гомосексуальность — болезнь, ни того, что сексуальная ориентация как-то связана с педофилией».

Винсент МакАвини: «Что вы думаете о европейском мультикультурализме?»

Земовит Пшебитковский: «Мультикультурализм — неправильная политика. Мы должны оставаться в пределах наших стран, развивать собственные идеи, разрабатывать собственные законы. Так было всегда — и 2 тысячи лет назад. Речь идет о национальной идентичности. Ее слишком легко разрушить там, где сильны позиции мультикультурализма».

Впрочем, эти взгляды не разделяет большинство поляков. Марта Лемпарт, кандидатка в депутаты Европарламента от левой партии «Весна», говорит, что «Всепольская молодежь» и другие подобные движения все чаще встречают сопротивление со стороны ее соотечественников.

«Я нахожусь под следствием за антифашистскую деятельность. Меня преследует полиция, как и многих других, которые выступают против господдержки ультраправых движений, их допущения в политическое пространство. Все это правда, но мы наблюдаем и серьезное сопротивление. С одной стороны, государство заигрывает с крайне правыми, с другой, население выступает против этого», — рассказывает она.

В то же время, значение роста националистических настроений преувеличено, считают эксперты.

«Мы отмечаем большой разброс мнений, взгляды расходятся по всем направлениям. Молодежь радикализируется. Популярность приобретают как правая идеология (религия, фашизм), так и левая (например, атеизм). Все дело в либерализации взглядов, общество узнает, что происходит в мире. Говорить об увеличении числа ультраправых, фанатиков, последователей фашизма нельзя. Они просто громко о себе заявляют. Их нельзя не заметить», — объясняет профессор Ягеллонского университета Збигнев Ненцкий.

На страницы «Всепольской молодежи» в соцсетях подписаны десятки тысяч человек. Недавно бывший лидер движения стал вице-министром правительства. И, возможно, организации все же предстоит сыграть важную роль на приближающихся выборы в Европарламент.